Оглавление
 
  • Грозозащита для антенн на сайте
  • russcom-antenna.ru
Рейтинг@Mail.ru

Задолго до театра «У Гаши» в конце XVIII века в Богородицком имении благодаря его управляющему Андрею Тимофеевичу Болотову (1738 - 1833) появился первый в России детский театр.

Естественно, что мы не являемся прямыми наследниками театра Болотова, да и возраст у нас давно не детский. Но по своей сути театр «У Гаши» во многом повторяет и продолжает традиции болотовского театра.

А что, играем мы фактически в тех же стенах Дворца-музея. Оба театра домашние, точнее даже семейные, где вместе с родителями играют их дети. Точно так же один из актеров пишет пьесы, исходя из состава и возможностей труппы.

Как и Болотов, мы активно вводим в спектакли музыкальные номера, из соображений экономии приспосабливаем и переделываем одни и те же костюмы и декорации под разные спектакли. Как и болотовский театр, мы находимся в легкой оппозиции с отдельными представителями власти. Репертуар обоих театров состоит из комедий и драм.

Идея создания театра посетила Болотова 7 октября 1779 года, во время празднования своего дня рождения. Постановка первого же спектакля по комедии М.М. Хераскова «Безбожник» (премьера состоялась 24 ноября 1779 года) имела такой успех, что после третьего представления Болотов стал «помышлять о приискивании еще какой-нибудь и другой театральной пьесы».

Но найти пьесу, удобную для детской постановки, оказалось не так легко, репертуара для детей просто не существовало. Андрей Тимофеевич берется за перо сам, и уже через 2 дня увидела свет первая в России пьеса для детей «Честохвал».

«ЧЕСТОХВАЛ» (1779 год). Действие «Честохвала» разворачивается в поместье Благонрава, роль которого исполнял сам Болотов. А роль сына Благонрава – Клеона играл сын Андрея Тимофеевича Павел.

Честохвал появляется в доме Благонрава с тайным желанием приволокнуться за дворовой девушкой Марфуткой. Для этого он подкупает мальчика-слугу Ваньку, который рассказывает обо всем племяннику Благонрава Оронту и вместе с ним устраивает Честохвалову вместо свидания с Марфуткой ловушку.

Собственно сам Честохвал, а точнее его поведение, и является главным содержанием пьесы. «Главной целью оной было … осмеяние лгунов и хвастунов, невежд и молодых волокит» и «представить для образца добронравных и прилежных детей и добродетельные деяния».

Честохвал самозабвенно врет обитателям дома, невероятно напоминая в сценах вранья Хлестакова. Их обоих отличает один тип поведения, «легкость необыкновенная в мыслях», пошлость и мнимая значимость.

Болотовский дух незримо присутствует и во введенных в пьесу затеях. Клеон вилкой рисует картину, которая выглядит как печатная, а на самом деле выполнена при помощи, как бы мы сказали сегодня, «копировальной бумаги». Всюду сующий свой нос Честохвал хватает в руки бутылочку и, не видя в ней ничего необычного, начинает дуть во вставленную в пробку трубку, в результате оказываясь залитым фонтаном воды. Наконец, утереться Честохвалу дают полотенце, усыпанное мельчайшим, а потому невидимым, порошком чернильных орехов, отчего лицо повесы приобретает характерный цвет.

В финале Честохвал посрамлен и с позором изгнан в свою деревню Чертоводово (о, классицизм!), а добродетельный Клеон вознагражден, получив в дар имение старика-соседа Добродушина.

«Честохвал» исполнялся неоднократно и имел успех у богородицких зрителей. Актеры богородицкого театра играли и другие пьесы. Точные сведения о репертуаре не сохранились, однако известно, что в театре шла, например, пьеса «Необитаемый остров», для которой под руководством Болотова изготовили декорацию леса. Задний занавес представлял море. По ходу действия на глазах удивленных зрителей по морю приплывал корабль, из которого на остров сходили матросы. Не без гордости рассказывает Болотов и о «пастушечьем балетце», организованном при помощи француза-учителя. Но самой известной пьесой Болотова-драматурга стала сентиментальная драма «Несчастные сироты».

«НЕСЧАСТНЫЕ СИРОТЫ» (1780 год). В русской драматургии 1770 годов начал складываться жанр сентиментальной «слезной» драмы, для которой характерно противопоставление носителей порока и его страдающей жертвы, финал с неожиданным появлением спасителя, торжеством справедливости и наказанием зла. Добавьте к этому атмосферу чувствительности и упование на милосердие, и Вы получите драму «Несчастные сироты».

Экономный и хозяйственный Андрей Тимофеевич употребил к спектаклю ту же декорацию, что и к «Необитаемому острову», прикрыв только «задний занавес, представляющий море». Действие драмы разворачивается в лесу на поляне, «вдали видна вода и горы, а на берегу в горе пещера». И как тут не вспомнить знаменитый богородицкий парк, созданный Болотовым в пейзажном стиле!

Но вернемся к пьесе. В имении помещика Агафона Злосердова живут сироты – молодая девушка Серафима и ее младший брат Ераст. Чтобы завладеть их имением, он хочет женить на Серафиме своего сына Митрофана, а Ераста отравить, накормив грибным пирогом с мухоморами. Крепостного дядьку Родивона (его играл Болотов), единственного защитника и опекуна детей, он выгоняет жить в пещеру, и намеревается сжить со света непосильным трудом, издевательствами и побоями. Неожиданное спасение приходит вместе со случайным проезжим – графом Благонравовым, встречающим сирот на опушке леса. В финале пьесы он появляется с офицером и отрядом солдат, чтобы арестовать Злосердовых и освободить несчастных. Серафима выходит замуж за Благонравова.

Вам не кажется, что где-то все это уже было? Конечно, было! В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Но загвоздка в том, что «Недоросль» предстал перед публикой лишь через два года после написания и через год после опубликования «Несчастных сирот». Так что мнение о том, что Фонвизин мог заимствовать что-то у Болотова, вполне имеет право на существование. Уж слишком много совпадений в сюжете и деталях.

Митрофан Злосердов и Митрофан Простаков (имена!) намерены насильно жениться на состоятельной сироте, дабы завладеть ее имением. Близки по характеру болотовская Серафима и фонвизинская Софья. Обеих отличает почтение к старшим и любовь к чтению.

Если в «Несчастных сиротах» посылают за попом, чтобы тот ждал молодых в церкви (кстати, все в том же парке недалеко от руин и дворца по сей день стоит прекрасная церковь Ивана Старова), то в «Недоросле» Софью насильно ведут под венец.

Счастливая развязка в обеих пьесах наступает лишь благодаря приезжим Благонравову и Милону, которые женятся на героинях. При этом оба героя действуют от имени властей. Благонравов приводит на помощь офицера и солдат, а Милон сам офицер.

Но есть и различия. Если цель комедии Фонвизина – осмеяние зла и порока, то задача драмы Болотова показать страдания жертв порока, вызвав тем самым сострадание к несчастным и отвращение к пороку. Если у Фонвизина зло реально, но смешно и нелепо, то у Болотова оно страшно и ужасно.

Была у Болотова и третья пьеса «Награжденная добродетель» (1781 год), которую автор считал лучшим своим творением. Судя по всему, это была снова «слезная» драма вроде «Несчастных сирот», главную роль Приезжего в которой собирался исполнять сам Болотов, но сведений о ее постановке и о том, где может находиться ее рукопись до сих пор нет.

Театр в Богородицке просуществовал всего около двух лет. Почему? Сложно сказать. Но думается, что официальный предлог прекращения театральной деятельности, связанный с тем, что дети чрезмерно увлеклись сценой и забросили другие занятия, стал следствием придирок к Болотову молодого князя Гагарина, назначенного новым куратором имения.


Опубликовал(а): Admin, 07.12.2007
Наверх