Оглавление
 
Рейтинг@Mail.ru

Представьте, вы сидите в зрительном зале, наслаждаетесь спектаклем, на сцене кипят страсти, и вдруг – актер выпадает из образа и смотрит на суфлера! Согласитесь, впечатление от спектакля потеряно, очарование момента испарилось без следа! Вы уходите разочарованным. Но каково актеру?! Об этом вы когда-нибудь задумывались?! Хотите - верьте, хотите - нет – но многим из нас в кошмарных снах периодически снятся такие вот провальные спектакли…

На самом же деле, бывает все – и текст забывали, и выходили не вовремя (и наоборот – вовремя не появлялись на сцене), но не это главное – а главное, что зритель об этом никогда не догадывался! Здесь как раз в дело вступает мастерство актера – что бы ни случилось, не выходи из образа – импровизируй, выкручивайся как хочешь, но лицо держи!

Если бы зрители, смотревшие «Женитьбу» Н.В. Гоголя, хорошо помнили текст пьесы, то они бы заметили, что в сцене приема женихов Агафья Тихоновна (Ольга Денисова) уж очень заболталась с Яичницей (Валерий Мосальский). Просто актер, игравший следующего жениха, вышел покурить и подзабыл, что его ждут на сцене. Несчастной Агафье Тихоновне пришлось минут пять объяснять на все лады Яичнице, что она слишком молода для замужества.

Не секрет, что одна из неприятных обязанностей актера – зубрежка роли. Для того, чтобы «парить» на сцене, сроднившись со своим персонажем, и заставить зрителя поверить в твою искренность, необходимо элементарно знать текст. Вот поэтому-то многие из нас не любят играть главные роли – это прорва текста!!! Текст роли художника Блеза из одноименного спектакля только в 1 действии составляет 20 листов! А герои «Стакана воды» вообще говорят как заведенные!

Причем для того, чтобы забыть текст, не обязательно его не знать. Нередко бывает наоборот, когда выпадает из памяти именно тот кусочек, в котором ты был абсолютно уверен. Думаешь, что уж он у тебя от зубов сам собой отскочит, делаешь упор на то место, которое знаешь хуже, и результат – «мхатовская» пауза.

В первом акте «Комедии в замке» разыгрывалась любовная сцена между престарелым актером (Рагим Мусаев) и его молоденькой ученицей (Инна Мосальская), по ходу которой героиня Инны должна была в сердцах закричать назойливому ухажеру, что ее жених его убьет. И по воле случая Инна (которая обычно прекрасно владеет текстом) забывает именно эту фразу! А после нее партнер должен был резко изменить свое поведение и тему разговора! Помаявшись несколько долей секунды и убедившись, что помощи ждать неоткуда, Рагим заявил партнерше: «Вы хотите сказать, что он убьет меня?», - после чего ответил сам себе.

Малейшие паузы на сцене для актеров длятся вечность! А смотришь это же место в записи – а где пауза-то? Пауза где?

Совсем плохо бывает, когда один из героев забывает ключевое слово или фразу, от которой отталкивается тирада другого персонажа. А если на сцене одновременно человек пять… Сидим и подозреваем каждого, а прежде всего себя. А вдруг это я забыл? Правда, имена такая ситуация в финале «Гедды Габлер» Г.Ибсена пришлась очень кстати и лишь подчеркнула напряженную внутреннюю драму героев.

Как мы учим роли? У каждого своя методика – кто-то учит во время репетиций, кто-то, улучив свободную минутку, зубрит старым испытанным методом. Бывает, что текст роли учится в газели по дороге на работу или в маршрутке «Тула-Богородицк». А иногда и вовсе в самых неожиданных местах, например, в постели! В нашей труппе несколько семейных пар и у них случаются общие сцены, а ведь всем хорошо известно, что текст лучше запоминается, когда его проговариваешь с партнером. Но где найти для этого свободное время? Правильно! Только в постели! Причем супруги при этом могут играть кого угодно. Именно так репетировались сцены Бальзаминова (Дмитрий Карпов) со своей матерью (Елена Карпова)…

Если выучить роль нелегко, то поверьте - забыть ее гораздо труднее! Казалось бы, ну что тут сложного – отыграли и все, как говорится – с глаз долой – из сердца вон. Но на деле все получается не так.

Конечно, речь идет не об огромных кусках текста, а скорее – о фразах, ставших в нашем небольшом коллективе крылатыми. Нередко бывает, что люди, впервые попавшие в нашу компанию, не всегда понимают причину нашего смеха, так как под самым обычным выражением может скрываться целая цепь курьезов и забавных случаев.

Да, нелегка доля «домашнего» актера... Но и бросить ее не так-то просто!


Опубликовал(а): Admin, 24.11.2007
Наверх