Оглавление
 
  • купить директора на зарплату далее
  • nom-dir.ru
Рейтинг@Mail.ru

Может быть, многие не в курсе, что булыжная дорога, которую сейчас мы можем видеть за Вязовкой, является предком трассы М4 и когда-то шла на Воронеж. После строительства нового шоссе в начале 60-х годов она утратила свое значение и использовалась мало, а когда развалился мост в Товарково, движение прекратилось практически совсем. Время идет, через пару лет и современный участок дороги тоже станет «старым».

Мне неизвестно, когда были положены эти булыжники. Скорее всего, задолго до революции. Если в раннесоветское время дорога обслуживалась, местами кладка могла быть обновлена.

Из некоторых источников известно, что исторически дорога шла через Вязовку и уходила на Упертовку. Согласно плану Болотова 1779 года, въезд в город уже тогда осуществлялся по современной улице Коммунаров, но участок через РОС и лесничество в сторону Юлинки, которым мы пользуемся для подъезда к городу сейчас, мог появиться  позднее. А поворот с тракта на город мог находиться южнее Упертовки. Также известно, что на многих участках дороги покрытия не было вообще, оно было только вблизи больших населенных пунктов.

Мы сделаем попытку исследовать эту старую дорогу.

Вид в сторону Товарково. Вязовская улица сзади, до нее примерно полтора километра.

 

С востока примыкает странная грунтовка. Ездят по ней редко, но она проходит по явно искусственной насыпи. Возможно, когда-то здесь примыкал подъездной путь к шахтам. На областной карте это асфальтированный тупичок длиной около километра. Ну-ну.

 

Не знаю, как было раньше, но ездить по булыжникам на автомобиле невозможно. Тряска выводит из себя уже после первых метров. Поэтому рядом с дорогой пробит хороший проселок.

 

Недавно здесь велись некие земляные работы. Видны шахты колодцев, значит, под землей проходят какие-то коммуникации.

 

Вид на запад. Заметен лес в районе 59-й шахты.

 

Вид на север. Слева – вязовские дачи, справа вдалеке парк и проглядывает Въездная башня.

 

Сохранившиеся остатки в Богородицком и близлежащих районах часто именуют большаком. В Товарково можно услышать название Старая Смоленская дорога. Откуда сие пошло – мне неведомо. Вообще-то Старая Смоленская дорога идет на запад от Москвы через Одинцово и Можайск, а Товарково тут, мягко говоря, не по пути.

 

Если нагнуться, сразу становится понятно, почему так трясет.

 

Камни всякие нужны, камни всякие важны…

 

Мы спускаемся по небольшому уклону к вязовским дачам и оглядываемся назад.

 

От кладки веет стариной.

 

Вязовские дачи, на заднем плане раскинулся город. Местность возвышенная и виды по сторонам открываются хорошие.

 

Из мостовой растет трава. Если она разрастется по всей ширине, тракт вскоре скроется под землей.

 

Вот и дачи. Чем ближе к городу, тем лучше накат благодаря моторизованным дачникам.

 

Тут дорога зачем-то была перекопана. Кому потребовалось это делать – непонятно, скорее всего велись ремонтные работы на трубопроводе.

 

Здесь, пожалуй, дорога сохранилась лучше всего.

 

Два капитальных столба ЛЭП демонстрируют уникальную технологию будущего - беспроводную передачу напряжения. С начала 90-х эта технология внедрена во многих провинциальных районах нашей страны и продолжает развиваться.

 

Перед вязовским оврагом дорога обретает асфальтовое покрытие.

 

Бросим последний взгляд на историю и двинемся дальше в сторону города.

 

Скромные огородные постройки продолжают тянуться вдоль дороги.

 

Дорога выглядит как неплохое шоссе. Вязовская улица приближается. И вместе с нею город.

 

Асфальт здесь клали явно с серьезными намерениями. Недавно присутствовал даже бордюр, но кто-то подумал, что необходимости в нем нет. Остался лишь след от бордюра.

 

Растений много всяких разных растет на вязовских лугах.

 

Две опоры ЛЭП, соединенные между собой проводами.

 

Вид назад. Хотя асфальт клали давно, он неплохо сохранился по причине небольшого движения по дороге.

 

Дорога спускается в овраг. На востоке видим очередной дачный массив.

 

На западе – живописный пейзаж с пасущейся скотинкой местных жителей.

 

Под дорожной насыпью находится маленький прудик.

 

Окончание (а для нас – начало) Вязовской улицы. Асфальт изуродован стекающей со склонов и скапливающейся внизу водой.

 

Поднимаемся в гору и оглядываемся. Скорее всего, асфальт клали точно по трассе старой дороги и под ним лежат булыжники.

 

Едва поднявшись на гору, улица устремляется вниз, на этот раз к реке Уперте. Здесь движение становится интенсивным, поскольку примыкает Вязовский переулок, являющийся путем к восточным и юго-восточным населенным пунктам района.

 

Застройка улицы.

 

Памятники уличному освещению. Примечательно, что лампы были направлены как на проезжую часть, так и на пространство перед домами.

 

Это одно из самых загадочных мест на маршруте. Улица изгибается и переходит в улицу Коммунаров. Этот изгиб существует уже очень давно. На плане Болотова современная улица Коммунаров обозначена как выездная, а самой южной улицей того времени была современная Пионеров. Неизвестно, где тракт из города попадал на Вязовку. Может быть, по современной трассе, а может быть...

Изгиб изгибом, но дома продолжаются вперед дальше. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что данное ответвление Вязовской улицы сразу за рекой «продолжается», только это уже улица Восточная. Чего там нет – так это моста, но это вовсе не значит, что его никогда не было. Уж не туда ли шла старая Воронежская дорога? Возможно, она когда-то была спрямлена или наоборот, проходила изначально?

 

Продолжение следует....

Опубликовал(а): BON, 05.09.2007
Наверх