Оглавление
 
  • War Thunder
  • Танки и самолёты новой игре War Thunder
  • news-game.ru
Рейтинг@Mail.ru

Рассказ не претендует на полное историческое соответствие, некоторые выводы сделаны на основании косвенных признаков.

Четырехкилометровая ветка от шахты №59 до станции Жданка была построена в 1930-х годах для вывоза угля с нескольких шахт южнее города. Однако со временем стала обслуживать предприятия не только угольной отрасли.

Когда шахты закрылись, половину ветки за ненадобностью разобрали. Ее окончание переместилось на ул. Пригородную к Богородицкому ДРСУ.

Но это был еще не упадок, вагоны продолжали разъезжаться по сохранившимся подъездным путям. Часто принимал составы растворный узел – в городе шло интенсивное строительство. 

Пик упадка пришелся уже на начало нового века. Тогда оставалось всего два предприятия, благодаря которым на рельсах еще можно было увидеть небольшой накат. По иронии, одним из них оказался угольный склад и основным перевозимым по ветке грузом вновь стал уголь. Но ехал он уже в обратную сторону, со стороны станции. Вторым было ДЭП-60, организовавшее возле автобусной остановки «Шахта 71» небольшую перегрузочную площадку. Подъезды к лесоторговому складу и ДРСУ покрывала ржавчина.

Вскоре движение прекратилось совсем. Путь начал быстро зарастать. В 2006 г. на станции разобрали стрелку и ветка оказалась полностью отрезанной.

В 2008 году началось восстановление участка от станции до угольного склада. 

План ветки.

Все картинки кликабельны. Фотографии, если не указано иное, сделаны 30 мая и 1 июня 2009 г.


 

 Карта маршрута. Кружками обозначены места съемки, цифры в них указывают на номер фотографии. Нумерация проставлена под фото.

 

 

Станция Жданка. Слева – выходной светофор, направо на асфальтовый завод уходит путь, судьба которого во многом схожа с судьбой нашего. Когда-то он шел до угольного разреза и был длиной 9 километров. Из них остался всего 1. Обслуживал шахты 76, 77 и угольный разрез. Ответвление, которое сейчас заканчивается на АБЗ, шло до шахты №36. Справа от релейного шкафа на снимке начиналась наша ветка.

                             1

Сбрасывающая стрелка. Служит для того, чтобы со станции на главные пути что-нибудь неожиданно не укатилось. Именно поэтому в обычном положении всегда направлена под откос. Путь смыкается, когда дано разрешение на проход.

Справа, за столбами, наша ветка отсчитывала свои первые метры.

                              2

А вот и она, вернее то, что от нее осталось. На земле видны остатки шпал. Слева – та же ветка на АБЗ с первого фото, не так давно пережившая ремонт. Вид в обратную сторону.

                              3

Рельсы в этом месте демонтировали недавно, а смотрится, будто прошло лет двадцать. Природа быстро берет свое.

                        4

Ветка на асфальтовый завод удаляется. Поворот очень крутой, к тому же на нем был участок, где рельсы буквально заламывались. В результате вагоны иногда с них сходили. Во время недавнего ремонта рельсы переложили и проблему вроде бы устранили.

                        5

Демонтированные, но не вывезенные рельсы намекают на то, что для нашей ветки еще не все потеряно.

                              6

И скоро мы в этом убеждаемся. Только восстановление, похоже, идет неохотно.

                        7

В настоящий момент ветка начинается именно так – ниоткуда.

                              8

Вроде бы полноценная железная дорога, но это только на первый взгляд. К движению составов она не готова. Пока это лишь рельсошпальная решетка, уложенная на неровный грунт. Некоторые шпалы просто висят над землей. Слева – основная железнодорожная магистраль на Елец. Ветка будет идти параллельно ей еще на протяжении километра.

                              9

Пересекающая пути тропинка ведет в район ДПЗ. В противоположную сторону по ней можно выйти к горкомхозу и ЗМР.

                            10

Ветка в июне 2008 г., в начале ремонта. Все начисто сметено тяжелой техникой.

                            11

Старые шпалы валяются под откосом. Кусты засохли, так как были поджарены ежегодно поджигающими сухую траву пироманами.

                            12

Оглянемся назад, в сторону станции.

                      13

Путейцы заменили шпалы, а вот рельсы оставили старые. Рельс производства Днепровского государственного завода в г. Днепропетровске, выбит и год выпуска.

                      14

Справа проглядывают дома улицы Строителей.

                      15

По рельсам заметно, где ямка, а где бугорок. Видно несколько удлиненных «стрелочных» шпал, непонятно по какой причине здесь уложенных.

                      16

Последний домик на улице Строителей.

                      17

Путь вместе с магистралью плавно забирает влево.

                      18

Осмотрим еще несколько рельсов с целью выявления их возраста. Возраст впечатляет – 1927 год выпуска.

                            19

Лет 400 еще послужит...

                      20

Стык. Вверху крупповский рельс, внизу советский.

                      21

Рельс 1941 года. Вероятно, в войну путь был поврежден бомбардировкой и восстанавливался после отступления немцев. В основном рельсы 1934-1936 годов выпуска, немного есть 1939 года. Более поздние – это единичные экземпляры. По датам изготовления можно судить о времени строительства ветки.

                      22

Еще один привет из 1927 года, на этот раз с привкусом культа личности. Рельс выпущен одним из комбинатов треста «Югосталь» в Донецкой области.

                      23

1939 год.

                            24

1935.

                      25

Мы уже отдалились на километр от начала пути. Недалеко от этого столба, указывающего расстояние от Москвы, раньше стоял еще один, обозначающий километраж по ветке.

                      26

Железные дороги наконец расходятся в разные стороны. Главная уходит налево, а нам прямо.

                      27

Это же место в ноябре 2007 года, до ремонта. Путь уже давно не использовался и зарастал.

                      28

Идем сквозь березнячок. Березы очень любят разрастаться вдоль железнодорожных веток.

                      29

Гаражи угольного склада. Перед ними – насыпь подъездного пути, который отойдет от нашей ветки немного дальше.

                      30

Здесь ветку уже приготовили к следующему этапу ремонта. После укладки балласта путь должен стать ровным.

                      31

Слева – маленький уютный лужок.

                      32

Старые шпалы так и валяются вдоль ветки. Обуглены во время весеннего горения травы.

                            33

Вот и ручная стрелка ответвления на угольный склад. На заднем плане – Иевлевский проезд, а слева за кадром – переезд. На заднем плане, над переводным механизмом, заметен дорожный знак, обозначающий пересечение с одноколейной железной дорогой. Знак постоянно кто-то загибает. Дорожникам приводить его в порядок, очевидно, надоело. Да и незачем – хотя переезд и существует, поезд по нему не пойдет.

                      34

Вид в сторону станции, то есть назад. Налево – коротенький путь до угольного склада. В давнем прошлом он был длиннее и заканчивался на территории теперешней фирмы «Магистраль» у воронежской трассы.

                            35

Продолжение следует....

Опубликовал(а): BON, 14.06.2009
Наверх