Проект ревитализации «Тульского Петергофа» – Богородицка, превращает город в большой театр под открытым небом.
авторский коллектив
«Новая Земля» – Григорий Соломин, Александ Пчелинцев, Варвара Семина, Ксения Мезенина, Рубен Григорян, Мария Сынкова
Nefa – Дмитрий Овчаров, Елена Мерцалова, Анна Сеглина, Артур Авакян, Дмитрий Мороз
Arteza – Александра Климанова, Евгения Пенева,Сергей Худяков
партнеры, заказчики, смежники
Инициатор и заказчик проекта Ирина Глик совместно с Администрацией города Богородицк Тульской области
Расположенный в 250 км от Москвы Богородицк известен дворцово-парковым ансамблем XVIII века с первым в России пейзажным парком – «маленьким раем», как называл имение его первый владелец – внебрачный сын Екатерины II Алексей Бобринский. Именно усадьба и ее история становится главной точкой отсчета в данном проекте ревитализации исторического городского центра, расположенного на противоположном берегу Большого Богородицкого пруда.
Команда «Новой земли» провела комплексный анализ территории, разработав на его основании поэтапное комплексное развитие города. Функциональное программирование территории и сервисные функции объектов, предлагаемые авторами проекта, раскрывают нематериальное наследие города, во многом связанное с русским ученым XVIII века Андреем Тимофеевичем Болотовым, бывшим при Екатерине II управляющим Богородицкой волости.
Проект разработан междисциплинарной командой «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA при участии АБ SNoU. NEFA architects работала над архитектурой объектов и их идейно-образным решением, а ARTEZA связала исторический сложившийся ландшафт места с современностью.
Предыстория
Вторая половина XVIII века стала периодом расцвета Богородицка, основанного в XVII веке на южных границах Московского государства. В 1771 здесь начинается обустройство масштабного дворцово-паркового комплекса, предназначенного для проживания семьи внебрачного сына Екатерины Великой Алексея Бобринского. Дворец был спроектирован архитектором Иваном Егоровичем Старовым.
Разбивка парка была доверена Андрею Болотову. Писатель, учёный, мыслитель, художник и экономист, он – и автор генерального плана города, композиционным центром которого стал дворец Бобринских. Пять радиальных улиц Богородицка расходятся веером и точка схода этих линий – геометрические центры дворцовых овальных зал и бельведера. От территории усадьбы город отделяет Большой Богородицкий пруд, также созданный по проекту Болотова.
Между городом и прудом согласно его плану располагался большой луг, впоследствии ставший Торговой площадью (в наши дни – городской сад). Торговая площадь имела вид неправильного шестиугольника, который из окон дворца открывался, по словам современников, «гигантским амфитеатром».
Усадьба, разрушенная во время Великой отечественной войны, была восстановлена еще в 1960-ые, и стала местом притяжения туристов – сегодня ее посещают более 80 тысяч человек в год.
Нематериальное наследие
Проект ревитализации исторического центра города затрагивает обширную территорию правого берега Большого городского пруда, и разрабатывает концепцию «города-театра», в основе которой лежит планировочная структура Богородицка, заложенная Болотовым, и его нематериальное наследие.
«Мы не проектировали архитектуру или благоустройство, мы искали форму материализации наследия, необходимого ресурса для развития экономики впечатлений, – говорит Григорий Соломин, управляющий партнер компании «Новая земля» и главный архитектор АБ SNoU, – и главное достояние города – работы Андрея Тимофеевича Болотова, междисциплинарного гения эпохи Просвещения, стало источником нашего вдохновения». Помимо того, что Болотов выступил градостроителем Богородицка, он широко занимался просветительской деятельностью: основал первую гимназию, в 1779 году организовал детский театр, пьесы для которого придумывал он сам. Театр был устроен прямо на территории усадьбы, и парк с прудом стали естественными декорациями к спектаклям. И именно театр и зрелищные искусства, образование и культура, по мнению авторов проекта, должны стать основой развития города, сама планировочная структура которого станет элементом его идентичности. Для этого надо лишь вернуть изначальные смыслы, а затем наполнить их новым содержанием.
Хорошо забытое старое
В советское время Торговая площадь – тот самый «амфитеатр» в болотовской концепции, была превращена в городской сад: здесь высадили деревья, и виды на лучевую систему города со стороны дворца были утрачены, так же как и перспективы на шедевр Старова, главный дом усадьбы, открывающиеся со стороны города (прим. А.П.Бабина: на месте Торговой площади еще в XIX веке был построен большой Троицкий собор, нарушивший перечисленные виды). Предлагая вернуть видовые характеристики путём кронирования деревьев горсада и через организацию видовых карманов по основным лучам улиц, авторы проекта выделяют пешеходный маршрут с точками притяжения, которые формируют новую идентичность города, перезапуская его сервисную экономику. То есть возвращение «грандиозного амфитеатра» – лишь часть проекта развития территории. Его задачи более широкие: это и создание качественных сервисов, и развитие человеческого потенциала, и маркетинг, основанный на уникальном наследии города.
Разработанный маршрут охватывает прибрежную часть Богородицкого пруда и Пролетарскую улицу, на которой находятся основные объекты архитектурного наследия. Также предусмотрена реконструкция Привокзальной площади – места, откуда начинается знакомство с городом: оптимизируется движение транспорта и структура территории.
С другой стороны, развивается Молодежно-культурный кластер: здесь уже сейчас расположены несколько образовательных учреждений. Кстати, учащиеся одного из них, ДК «Маруся», также стали участниками проекта – в рамках исследования они разрабатывали функциональное программирование окружающей территории. Поблизости, на берегу пруда, воссоздаются утраченные функции XVIII века: пляж, пирс, зоны барбекю, что становится важной точкой притяжения по маршруту как туристов, так и горожан.
Смысловым центром маршрута согласно проекту становится территория плотины, непосредственно примыкающая к усадьбе и парку. Она соединит Привокзальную площадь с усадьбой удобным пешеходным маршрутом. Воссоздаваемый на этом месте амфитеатр – главная театральная сцена города, а пейзажи городского пруда служат декорациями для плавающей сцены.
Променад имеет бельэтаж, партер у воды, ложи бенуара с качелями. Здесь же располагается оранжерея с болотовскими сортами яблонь (Андрей Тимофеевич прославился как агроном) и театральное кафе, в меню которого – любимые блюда Болотова.
На входе променада, у автовокзала, возводится интерпретация одного из утраченных интерактивных элементов парка Болотова, шутихи «Улитка», – арт-объекта для маленьких горожан и гостей «города-театра».
В качестве примера, где плавающая сцена становится точкой притяжения, можно вспомнить австрийский Брегенц – ежегодный театральный фестиваль, проводимый там, привлекает более 200 тысяч человек в город с населением всего 28 тысяч. Учитывая богатую историю Богородицка, хорошую транспортную связанность территории с региональными центрами и Москвой, а также вероятное строительство ВСМ Москва – Адлер с остановкой в Богородицке – у города, если проект будет реализован, есть шанс стать новым современным культурным центром тульского региона, а, возможно, и России.
Картинки красивые, но не верится, что что-то реализуется. Несколько лет назад была статья и тоже красивые картинки, что в Москве станция Тульская будет заново оформлена тульскими брендами, и заниматься этим будет министерство культуры Тульской области. Так дело картинками и закончилось. Промышленностью бы занялись, сняли бы социальное напряжение, во сто крат было бы лучше. А этот проект красивый, но жизнь населению не улучшит, пофантазируем, даже если будет реализован
На картинках набережной присутствовал красивый полукруглый мыс, вдающийся в пруд.
Ну и где он?
- Спрашиваю, будет? Не знаем, отвечают....
-Вы вносили изменения в проект?
- Нет.
- А почему не делаете?
Нет ответа.
_________________ Нет никаких "государственных денег", есть только деньги налогоплательщиков.
Маргарет Тетчер