|
Село Михайловское Тульской области расположено в холмистой местности вдоль берегов реки Непрядвы, в 33 километрах от города Богородицка. Там познакомились, полюбили и поженились родители Алексея Андреевича. Отец - Дивин Андрей Захарович-служил в армии полковым ветеринаром, а мать – Акулина Яковлевна Долгова- занималась хозяйством. Семья переехала в Богородицк, где Андрей Захарович получил должность участкового ветеринарного фельдшера.
|
|
Отец скульптора А.А. Дивина - Андрей Захарович Дивин
|
Мама скульптора А.А. Дивина ,Акулина Яковлевна Долгова, в саду,1940гг
|
Проживали в одноэтажном бревенчатом доме на ул. Труда 24.Дом был довольно просторный, но позже половина сгорела, осталось 5 окон, печка и сад.
|
|
1915г. Семья Дивиных, будущий скульптор А.А. Дивин - самый маленький
|
Дом семьи Дивиных город Богородицк,Тульской области, ул.Труда д.24
|
Хозяйство было хлопотное. Каждый день новые пациенты - коровы, лошади, козы, свиньи и т. п. Андрей Захарович лечил, а Акулина Яковлевна кормила, поила, убирала. У них родилось 12 детей, из которых до взрослого состояния дожили трое: Мария, Александр и Алексей, самый младший.
Андрей Захарович был прекрасным специалистом, видел ,чем больно животное уже по внешнему виду, по походке .Щедро дарил свои знания ученикам. Очень любил природу, свой сад, который засадил редкими сортами яблонь, вишен и груш. Акулина Яковлевна тянула на своих плечах хозяйство безропотно, любя семью, и для каждого находила слова утешения.
Алексей Андреевич родился 23 февраля (по старому стилю)1912г. Его детство и юность пришлись на время глобальных перемен. Больно рушился старый мир. Кто-то страдал, кто-то упивался новизной.
Алексей пошел в школу, где увлекся новыми веяниями. Участвовал в кружке ИЗО, был членом культурной комиссии, редколлегии, ДНД, каких-то МОКР и ОСО, и членом союза “Безбожник”. Позже, как написано в справке из архива, работал”по педагогическому уклону “ и ликвидации безграмотности и малограмотности.
|
Скульптор А.А.Дивин в Богородицке, в парке у дворца графа Бобринского А.А. 1940г
|
Вместе с братом Сашей, который был старше на 3 года и руководил процессом, занимался сельским хозяйством, пахали-сеяли, помогали по мере сил. Вместе работали, вместе отдыхали. В Богородицке много живописных мест. Сам городок небольшой, улицы расходятся веером от пруда с плотиной и старинного парка, где любили гулять и купаться. В пруду водилась кое-какая мелкая рыбешка. Разграбленный и частично разрушенный барский дворец, стоящий в парке на виду, недалеко от воды, много садов, холмы с пасущимися коровами , живописно расставленные дома с садами, палисадниками, в цветах.
Это вообще уникальное место. Дворец в Богородицке был построен по проекту знаменитого архитектора И.Е. Старова, а первый в России парковый ансамбль проектировал не менее знаменитый ландшафтный дизайнер Болотов А.Т. Все для внебрачного сына Екатерины Второй и графа Григория Орлова – Алексея Григорьевича Бобринского и его потомков.
Алексей Андреевич родился художником, любовался каждой былинкой, а родная земля своей красотой поощряла это призвание!
При школе был изо кружок, который вел известный в то время художник К.М. Юрьев. Алексей с упоеньем занимался искусством, очень ценил и уважал своего первого учителя, поддерживал с ним связь всю жизнь, лепил его бюст.
По окончании школы твердо решил ехать в Ленинград, продолжать совершенствовать мастерство художника. Приехав, поселился на Васильевском острове, недалеко от Академии Художеств, на 12 линии д.19.
Поступил в Ленинградский Художественно-промышленный техникум . Отучился полгода и ушел , недовольный художественным профилем.
Поступает на работу в строительную артель, через какое-то время переходит на работу на завод “Русский дизель”. На заводе работает токарем в Первой ударной бригаде. Активно участвует в общественной жизни завода : выпускает стенгазету, рисует портреты передовиков производства и карикатуры на лентяев, участвует в оформлении колонн демонстрантов в праздники 7 ноября и 1 мая. Занимается в центральной группе ЛОРХ при обкоме печати.
Поступает на вечернее отделение рабфака изо при ЛИНЖАС и заканчивает его.
1933г. Поступает в Академию Художеств ( ЛИНЖАС) на живописный факультет. Учится у Осьмеркина А.А. и Синайского В.А.
1934г Просит литер на поезд до станции Жданка, чтобы проститься с умирающим от туберкулеза братом Сашей, которому в ту пору было 25лет.
В это время их курс часто посещает знаменитый скульптор М.Г. Манизер. Уговаривает перейти на скульптурное отделение, заражает своим энтузиазмом и харизмой. Алексей Андреевич мечтал стать монументальным живописцем, но поддавшись на уговоры, перешел на скульптурный факультет и стал учеником М.Г. Манизера.
|
Дивин А.А. за работой,фигура Чернышевского Н.Г.
|
1936г М. Г. Манизер получил заказ на оформление вестибюля станции Площадь Революции московского метро. Надо было в короткие сроки изготовить 20 скульптур, изображающих советских людей периода 1917- 1937 гг. Статуи должны были располагаться в сводчатом объеме арочных проходов, поэтому все фигуры либо согнуты, либо сидят или припадают на одно колено. Мэтр привлекает к заданию своих учеников, среди которых был и А. А. Дивин. Алексей Андреевич исполнил две скульптуры - Матроса с наганом и Сигнальщика с линкора “Марат”.
Во время учебы Алексей Андреевич выделялся среди студентов своим природным талантом, верной рукой и глазом, его работы поражали точностью и поэтичностью. Под его руками обнаженный натурщик выглядел полубогом, его работы хотелось долго разглядывать, любуясь завораживающей красотой. Товарищи прозвали его Фидием, в честь знаменитого скульптора древности, а М.Г. Манизер, после защиты диплома и минуя аспирантуру, взял А.А. Дивина к себе в мастерскую ассистентом, т.к. видел в нем уже готового мастера.
В то время Алексей Андреевич, молодой и полный сил , работает очень много творчески. Участвует в различных скульптурных конкурсах, преподает в мастерской М. Г. Манизера, избирается деканом скульптурного факультета, секретарем комсомольской организации. Вступает в Ленинградское Отделение Союза Художников СССР. Участвует в весенней выставке СХ в 1941г, а в июне Германия вероломно нападает на СССР. Началась кровавая Великая Отечественная Война!
А.А. Дивин призывается в Советскую Армию. Его направляют сначала на учебу в Высшую Военную Академию им. Куйбышева , а потом на фронт, в состав 779 сп 225 сд Отдельной Приморской Армии. Воевал в Крыму и на Северном Кавказе, где находился до полного освобождения территорий от фашистов. А.А. Дивин бал капитаном инженерных войск, командиром отдельной маскировочной роты. Его солдаты строили липовые аэродромы с самолетами, танковые части с липовыми танками. Маскировали « своих» и вводили в заблуждение врага. Наводили мосты, строили всевозможные необходимые инженерные сооружения, разминировали. Потом его вызвали в Ставку главнокомандующего, где он находился до зимы 1945г.
С войны Алексей Андреевич вернулся в декабре 1945. Живой, тощий, с боевыми наградами: Орденом Красной Звезды, медалями «За освобождение Севастополя», «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией».
Война – это ужас для любого человека, а для тонко чувствующего художника - вдвойне! Алексей Андреевич не любил рассказывать о войне, только несколько смешных случаев. Насмотрелся и натерпелся всякого! Но вернулся с жаждой творить и любовью в сердце. В 1943 г, в Краснодаре, он встретил девушку с зелеными русалочьими глазами и влюбился по уши. Вернулся в Ленинград уже с женой, которая стала любовью и надежным тылом всей его дальнейшей жизни.
|
Дивина Аделаида Ивановна(10.05.23г-19.07.2008г.) и скульптор Дивин Алексей Андреевич (08.03.12г.-24.11.80г.)
|
А.А. Дивин снова в родных стенах Академии. Снова в мастерской М.Г. Манизера. Опять творит, но еще долго ходит в военной форме.
В 1947г М, Г. Манизера переводят в Москву. Шла реорганизация Академии Художеств. Матвей Генрихович Манизер становится вице президентом Академии Художеств СССР, а его мастерская переходит к Всеволоду Всеволодовичу Лишеву. Так А.А. Дивин стал ассистировать В. В. Лишеву.
|
Скульптор Дивин А.А., натурщик, студенты, скульптор Манизер М.Г., у работы А.А. Дивина, 1939-40гг
|
Они быстро и крепко сдружились. В. В. Лишев по возрасту не мог воевать, не стал эвакуироваться, а остался в блокадном Ленинграде, где продолжал, назло врагам, в холоде и голоде жить и творить прекрасное. Они видели красоту внутреннего мира, живущую в них, взаимно любовались талантом и мастерством. Сел Селыч и Дивуля – так они называли друг друга, и радовались каждому дню общения!
В послевоенные годы жизнь потихоньку налаживалась, город приводили в порядок с воодушевлением. Алексей Андреевич – весь в творчестве! У него появляется первенец – дочь Таня. Каждое лето, после окончания учебного года, он с семьей уезжал в родные места, Богородицк. Там у него еще была жива мама и сестра Мария. Отца похоронили в 1949-м. Мария преподавала в местной школе. В 30-е годы, поддавшись всеобщему желанию перемен, поехала в Москву, учится в Межевой институт, стала инженером мелиоратором, но проработав некоторое время, вернулась преподавать в школу.
Летом Алексей Андреевич много писал этюдов маслом. Сам мастерил подрамники и проклеивал холсты. Любил писать пейзажи рядом с прудом, в парке, ходил на окраину города, на выгон. Туда, где на холмах, паслись стада коров и росли полевые опята и шампиньоны. Любил совмещать этюды и рыбалку на пруду. Рыбки попадались мелкие, но очень вкусные! Лето проходило быстро.
Приехав в Ленинград заранее, навещал Сел Селыча на даче, в ближайшем пригороде. Общались, пили чай на природе. Жена В.В. Лишева, Клавдия Арсентьевна, была гостеприимной хозяйкой. Приехав в город, устраивала периодически вечера у себя дома для друзей и знакомых художников. Пекла чудесные пироги, тонкие, почти одна начинка, с капустой и морковкой. Чай и беседы об искусстве. Клавдия Арсентьевна тоже была талантливым скульптором, но посветила себя заботе о муже. Детей у них не было. Алексей Андреевич часто приходил с женой, Адой Ивановной, когда удавалось найти няню. Ада Ивановна занималась сольным пением в училище им Римского-Корсакова. У нее был прекрасный голос, она пела и играла на рояле.
В 1952 г на Богородицком кладбище хоронит мать, рядом с отцом. Сестра остается одна, она так и не вышла замуж, детей у нее не было. По-прежнему преподает в школе. Много читает, при школе прекрасная библиотека. А летом вся семья собирается у нее.
Жизнь Алексея Андреевича по-прежнему наполнена творчеством, преподаванием, общественной работой, семьей. В 1953 г появляется вторая дочь – Надя.
Так как М.Г. Манизер взял А.А. Дивина к себе ассистировать без обучения в аспирантуре, считая его зрелым мастером, отсутствие этой ступени теперь стало создавать проблемы. Алексею Андреевичу приходилось почти каждый год своими работами подтверждать свое право преподавать! В 1954 году его наконец утвердили в звании доцента, а звание профессора он получил за год до смерти, имея 40 лет преподавательского стажа, сотни благодарных студентом из разных стран!
|
Скульптор Дивин А.А., памятник на могиле скульптора В.В. Лишева,1960г.
|
Кончина В.В. Лишева в 1960г была для Дивули сильным ударом, резанула по сердцу. До самой своей смерти он будет работать над образом друга, ваять его в разных материалах, пытаясь поймать то, что он в нем любил, отразить вернее и вернее его личность и обаяние. Поставит памятник на его могиле.
В 1960-е решили увековечить подвиг советского народа в борьбе с фашизмом в Великой Отечественной войне и создать Мемориал на Мамаевом кургане под Волгоградом ( Сталинградом). Проектом руководил скульптор В. М. Вучетич, который знал и уважал способности А.А. Дивина еще со времен студенчества, и пригласил его консультантом для работы над Мемориалом. Несколько сезонов (летом) Алексей Андреевич ездил в Волгоград, где помог решить эту тему в материале. Получилось грандиозно и впечатляюще! Там же проходили встречи бывших фронтовиков, вспоминали войну, своих товарищей, пили и плакали..
Теперь А.А. Дивин переходит в мастерскую профессора В.В. Пинчука. Он продолжает много работать творчески, передает свои знания многочисленным и многонациональным студентам, каждый день посещая мастерскую. Занимается депутатской работой. Страна входит в новый этап развития, дел невпроворот. Лепит бюсты передовиков производства, продолжает работать над ленинской темой. Образ В.И. Ленина будоражил его всю жизнь. Как смог этот невзрачный с виду и маленького роста человек перевернуть всю привычную жизнь вверх тормашками и запустить такой ветер перемен, что и никому в мире и не снилось! А в семье растет уже третья дочь-Саша.
В 1965 г в Богородицке тяжело заболевает сестра Мария. Алексей Андреевич пытается ее спасти, вывозит в Ленинград, но оперировать поздно. Хоронит сестру. Дом и участок покупает город под снос, На этом месте планируют построить новую школу. Расстаться с Богородицком Алексей Андреевич не может. Ездит туда по-прежнему каждое лето, пишет уже только акварелью. Ходит к родителям на кладбище. Живет у старого друга Сергея, который ждет его приезда, а иногда сам навещает Алексея Андреевича в Ленинграде.
А.А. Дивин всю жизнь был примером для студентов. Большого роста, добрый, корректный, подтянутый. Борец за правду в жизни и искусстве, любящий таланты во всех проявления. Его трудовая книжка пестрит хвалебными записями. Он с одинаковым удовольствием сопровождал студентов и за границу, по обмену, в Польшу, Венгрию, ГДР, и на овоще базу, так как тогда модно было отправлять молодежь перебирать овощи. Личным примером воспитывая правильное отношения к жизни и пище насущной!
Под конец жизни начал уставать. Обязательная пробежка по утрам. Придя из института, ложился отдохнуть. Потом шел к себе в маленькую мастерскую недалеко от дома. Там его ждали неоконченные работы - бюст В.В. Лишева, выбитый из цельного куска дерева и начатый рельеф И.Е. Старова. Или шел писать этюд акварелью на Финский залив, взяв склейку бумаги, банку и краски.
Его кончина была неожиданной и преждевременной . 24 ноября 1980 г. 68 лет. Сердце остановилось . На панихиде в институте им. Репина плакали все студенты. Семья долго получала письма с поздравлениями к праздникам от тех, кто помнил, но не знал о трагедии. Его работы из мастерской (скульптура, живопись) уехали на родину, в Богородицк. В отреставрированный дворец графа А.Г Бобринского. Все остальное где-то хранится или не хранится в различных городах бывшего СССР.
Дивина Надежда Алексеевна, дочь,
художник, член Союза Художников России.
Использованы материалы:
- Из архива Российской Академии Художеств (РАХ)
- Из Центрального Государственного Архива Литературы и Искусства. (ЦГАЛИ)
- Фото из личного архива
- Личные воспоминания
Хронология трудовой и творческой деятельности скульптора Дивина Алексея Андреевича(1912-1980гг.)
1912г - 8 марта родился в г. Богородицке Тульской губернии, отец - ветеринарный врач, мать - домашняя хозяйка.
1919г – Поступает в школу – девятилетку, помогает семье в сельском хозяйстве, ходит в кружок рисования к художнику Н. М. Юрьеву, заканчивает ”педагогический уклон” при школе, занимается ликвидацией неграмотности и малограмотности.
1929г - Едет в Ленинград, поступает учиться в Ленинградский Художественно-Промышленный техникум. Через несколько месяцев уходит из техникума. Не доволен художественным профилем. Поступает работать на стройку.
1930г - Поступает работать на завод “Русский Дизель”. Работает не только в цеху у станка, но и занимается изобразительным искусством. Выпускает цеховую стенгазету, рисует портреты передовиков и карикатуры на прогульщиков для заводской многотиражки, оформляет здание завода к большим праздникам. Вступает в Ленинградскую Организацию Рабочих Художников-ЛОРХ. Вступает в ряды ВЛКСМ.
1931г - Осенью поступает на Рабочий факультет ИЗО при Лен. ВХУТЕИНе (Высший художественно – технический институт), сначала на вечернее отделение, а после реорганизации ВХУТЕИНа переходит на 4-й курс дневного отделения Рабфака при ЛИНЖАС ( Ленинградский Институт Живописи Архитектуры и Скульптуры ). Закончил полный курс Рабочего факультета.
1933г - Поступает в институт (ЛИНЖАС) Учится у профессора Синайского В. А. и Осьмеркина А. А.,
1935г - переходит в скульптурную мастерскую М.Г. Манизера.
1937-38гг. В соавторстве с М. Г. Манизером работает над скульптурами для украшения московского Метрополитена, станции ‘Площадь Революции”. Ваяет две фигуры - Революционного Матроса с наганом и Сигнальщика с линкора “Марат”. Исполняет бюст В. И. Ленина (мрамор) для Ленинградского Высшего военного училища им М.В. Фрунзе.
1939 г - Заканчивает институт. Его дипломная работа-Сидящая фигура В. И. Ленина - участвует в выставке Дипломных работ выпускников ВУЗов страны в Москве. Эта работа осталась в Фонде Музея Академии Художеств в Москве. Отличник факультета. Вступает в члены ВКП (б). Работает в Лен ИЗО. Манизер М.Г. приглашает его ассистентом в свою мастерскую.
1940г - 1941гг. - Помимо преподавания в мастерской М. Г. Манизера, избирается Деканом скульптурного факультета.
1941г – Вступает в члены Ленинградского отделения Союза Художников СССР, участвует в весенней выставке СХ и выставке ЛенИзо.
Параллельно участвует в ряде конкурсов:
-
На проект памятника Низами в г. Баку. (поощрительная премия ,скульптура находится в Музее Низами в г. Баку)
-
На проект памятника Алишеру Навои в г. Ташкенте (местонахождение работы неизвестно)
-
На проект памятника В. Чкалову в Москве (скульптура участвовала в Весенней выставке в ЛОСХе).
-
На лучший эскиз, посвященный В. И Ленину и И.В. Сталину.
-
Ваяет голову В.И. Ленина в задуманной композиции, (находится в музее института имени И.Е. Репина)
1941г, июль - призван в Советскую Армию и отправлен на курсы лейтенантов при Военно-Инженерной Академии им. Куйбышева В.В.
1941г, октябрь-слушатель Академии, Командно-инженерного факультета.
1942г, декабрь - В действующей армии, на Северо-Кавказском фронте, командир отдельной инженерно-маскировочной роты.
1943г. - полковой инженер в 779 СП 225 СД Отдельной Приморской Армии, где находился до полного освобождения Крыма от фашистов.
1944г, май - отозван в резерв, в Ставку Верховного Главнокомандующего.
1945г, декабрь-демобилизован из Советской Армии в чине капитана с боевыми наградами - Орденом Красной Звезды, медалью « За Освобождение Севастополя», медалью «За Освобождение Кавказа», медалью «За Победу над Германией».
1946г - вернулся в Ленинградский Институт Живописи Архитектуры и Скульптуры им. Репина И. Е. в качестве ассистента в скульптурную мастерскую М.Г. Манизера.
1947г - в связи с организацией Академии Художеств СССР в Москве и назначением М.Г. Манизера вице- президентом, скульптурную мастерскую возглавил В.В. Лишев, а А.А. Дивин стал его ассистентом. Параллельно самостоятельно ведет группу студентов 2-го курса, много работает творчески:
-
Работает над фигурой Н Г Чернышевского для Ленинградского Государственного Университета (скульптура находится в ЛГУ),
-
Фигурой Девушки-бойца КПП для Лен ИЗО,
-
Фигурой В. И. Ленина,
-
Бюстом В. И. Ленина.
1948г – Работает над мраморным бюстом И.В. Сталина для ВВУ имени Фрунзе.
1949г - к Юбилейной выставке в ЛОСХе работает над бюстом академика, профессора химии А.Е. Порай-Кошица. (скульптура находится в Ленинградском Технологическом ин-те)
-
Создает рельеф Н.Г. Чернышевского для ЛенИЗО. Эта работа становится эталоном ЛенИЗО, массово тиражировалась.
-
Участвует в выставке ЛенИзо
1950г - Характеристика: Дивин А. А. –энергичный, деятельный, опытный педагог, пользуется авторитетом среди студентов. Ведет большую общественную работу по линии Месткома- директор-Зайцев А Д ,секретарь парткома – Звонцов В. М .
1954г - Утвержден в звании доцента. За успехи в педагогике, общественную работу и отличные показатели в учебе - благодарность. Много работает творчески, кроме скульптуры пишет пейзажи и портреты маслом и акварелью.
1959-60-е гг. Активно помогает скульптору В. М. Вучетичу в реализации идеи Памятника-ансамбля Героям Сталинградской Битвы на Мамаевом Кургане в Волгограде.
1960г - работает над рельефом «В.В. Маяковский». Ставит памятник на могиле В. В Лишева
1967г - (Из характеристики) - Дивин А. А. - доцент профессора Пинчука В. Б., педагогическую работу ведет с большой заинтересованностью и добивается больших успехов в работе с молодежью. Выполнил серию портретов передовых людей Василеостровского района, систематически ведет творческую работу, участвовал в ряде конкурсов - а Павлограде-памятник В И Ленину- 3-я премия, секретарь Партбюро ин-та им Репина И Е, депутат Василеостровского р-на Совета Депутатов Трудящихся, член Пленума Вас. РК КПСС .
1960-70гг - Ваяет скульптурные портреты дочерей – Тани, Нади, Александры, сестры Марии Андреевны, профессора медицины Верткина Н. М. ,мужские и женские скульптурные портреты, фигуры и рельефы В.И. Ленина различного размера, скульптурные портреты скульптора Лишева В. В. в различных материалах.
1970г - (Из характеристики) - За активное участие в патриотическом воспитании студентов - благодарность-ректор В. М. Орешников.
1974г - (Из личного дела)- В результате проведения конкурса и на основании решения Ученого Совета ин-та, Дивин А.А. выдвинут на должность профессора кафедры скульптуры - декан Орешников В.М.
1977г. Октябрь - (Из личного дела)- Благодарность за хорошую работу и энтузиазм при переработке, переборке и погрузке овощей на Ждановской плодоовощной базе!!!!!!
ректор Угаров Б.С.
1979г - 6 июля - Избран на должность И.О. профессора( запись в трудовой книжке) Работает над бюстом В.В. Лишева (дерево), и над рельефами архитектора Старова И. Е. и Болотова А. М. для Дворцово-Паркового ансамбля в г. Богородицка (не окончено) Каждый день работает со студентами в скульптурной мастерской.
1980г -24 ноября - Скоропостижно скончался от инфаркта в возрасте 68 лет, оставив после себя несколько неоконченных работ и светлую память в сердцах учеников и коллег, тех, кто его любил и понимал.
Список основных работ, скульптора Алексея Андреевича Дивина.(1912-1980)
1. Фигура «Матрос с наганом» (в соавторстве с М.Г. Манизером) находится ст. метро Площадь революции г. Москва, 1937г.
2. Фигура «Сигнальщик с Линкора «Марат» » (в соавторстве с М.Г. Манизером) находится ст. метро Площадь революции г. Москва, 1938г.
3. Мраморный бюст В.И. Ленина для ВВУ им Фрунзе, г. Ленинград, находится там-же, 1938г.
4. Сидящая фигура В.И Ленина (дипломная работа) хранится в музее АХ г. Москва, 1939г.
5. Конкурсный проект памятника В. Чкалову в Москве, 1939г.
6. Конкурсный проект памятника Алишеру Навои, Ташкент, 1940-41гг.
7. Конкурсный проект памятника Низами, г. Баку, поощрительная премия. Находится в музее Низами в г. Баку.
8. Голова В.И. Ленину в задуманной композиции, 1941г., находится в музее института им. Репина.
9. Конкурсный проект памятника А.А. Жданову, 1941 г.
10. Проект надгробия И.И. Боргман, 1940 - 41гг.
11. Фигура Н.Г. Чернышевского для Ленинградского Государственного Университета, установлена в коридоре ЛГУ, 1947г.
12. Рельеф Н.Г. Чернышевского для ЛенИзо, признан эталоном ЛенИзо, многократно тиражирован, 1947г
13. Мраморный бюст И.В. Сталина для ВВУ им. Фрунзе, находится там же, 1948г.
14. Конкурсный проект памятника В.И. Ленину в Павлограде, 1949-1950гг, 3я премия.
15. Бюст академика Порай-Кошица для Ленинградского Технологического института, 1949-1950гг, находится в ЛТИ.
16. Бюст художника К.М. Юрьева, 1940-50 гг.
17. Рельеф В.В. Маяковского, 1960г.
18. Бюст скульптора В.В. Лишева, бронза, 1060г, установлен на могиле В.В. Лишева.
19. Курирует работу над Мемориалом «Героям Великой Отечественной Войны» на Мамаевом Кургане в городе Волгограде, 1960е гг.
20. Серия портретов передовиков производства, 1960е гг.
21. Портреты дочерей Тани, Нади, Саши, 1960е гг.
22. Голова профессора медицины Н.В. Верткина, 1960е гг.
23. Голова сестры А .А. Дивина, Марии Андреевны Дивиной, 1960е гг.
24. Портрет скульптора В.В. Лишева, гипс, 1960е гг.
25. Бюст В.И. Ленина, шамот, 1960е гг.
26. Бюст В.И. Ленина, гипс, 1960е гг.
27. Рельеф В.И. Ленина, гипс, 1960е гг.
28. Фигура В.И. Ленина, 1970 е гг.
29. Портрет скульптора В.В. Лишева, дерево, 1970гг.
30. Рельеф И. Е. Старова для Дворцово-Паркового ансамбля города Богородицка (не окончено), 1970е гг.
31. Пейзажи, портреты: маслом, карандашом, ручкой, акварелью.
Опубликовал(а): Admin, 04.04.2017
Наверх
|
|