Если созерцать окрестности города со смотровой площадки Богородицкого дворца, то Успенский храм будет почти на линии горизонта. Он как бы завершает панораму города. Его трудовой стаж недавно перешагнул стовосьмидесятилетний рубеж, и храм занимает достойное место среди памятников архитектуры первой половины ХIХ века.
Изначально Успенский храм строился как кладбищенский. Но у него была своя предыстория. В 1826 году сгорела деревянная кладбищенская церковь во имя Живоначальной Троицы, находившаяся более чем в версте от города. Об этом сообщил первый номер «Тульских епархиальных ведомостей» в 1862 г. Именно она изображена на одной из акварелей А.Т. Болотова. При внимательном рассмотрении ее хорошо видно на горизонте.
Копии с акварелей А.Т.Болотова. 1786 год.
В память о некогда стоявшем на этом месте деревянном храме поставят каменный столб с иконою Святой Троицы. Сейчас он отсутствует, но по клировым документам столб в 1916 году все еще напоминал прихожанам об истории старого прихода – прихода стрельцов города-крепости.
В 1827 году построили сначала церковь под колокольней, а потом, в 1831 году и вторую церковь во имя Успения Божьей Матери. Вход в нее был с западной стороны, то есть как раз перед колокольней. В 1837 году в колокольне будет устроен придельный храм во имя Георгия Победоносца. Оба эти храма были теплыми. В 1885 г. храм был значительно распространен пристройкою в 13 аршин (9м 23см) к западной его стороне. Это было сделано под наблюдением губернского архитектора Г. Скавронского.
Проект по распространению теплого храма при клабищенской церкви. 1885 год.
За прошедшие годы церковь подверглась некоторым изменениям, но как прежде к колоколам ведет узкая винтовая лестница, и открывается вид на город. Благодаря старым открыткам, полученным при фотосъемке с колокольни, мы имеем представление о том, как проходили ярмарки в Богородицке.
Фото с колокольни Успенского храма. Начало ХХ века.
В единое целое два эти храма объединились только в двадцатом столетии.
Кроме храма, памятником кладбищенской архитектуры являются так называемые Печальные ворота. Они представляют собой трехчастную арочную конструкцию кирпичной кладки, композиционно связанную с храмом, но по стилю она ближе к двадцатому веку. И если церковь с колокольней выполнены в классическом стиле, то ворота больше тяготеют к стилю «модерн». Вполне вероятно, что возведены они позднее здания храма.
Успенский храм. С открытки начала ХХ века.
Храм строился на средства горожан, но главным храмостроителем был Николай Ксенафонтович Селичев, купец, торговавший галантерейным товаром и «разными фруктами», имел лавку, винный погреб, салотопенный завод. Долгие годы Н.К. Селичев был бургомистром и городским главой. За усердный труд был награжден Золотой медалью на Аннинской ленте. В 1900 году его именем назовут улицу – Селичевская (с 1957 г. – улица Комсомольская).
Успенский храм строился как усыпальница. Там некоторое время должны были находиться тела умерших, погребение которых отсрочивалось долее трех дней. Вообще потребность в храме-усыпальнице объясняется давним обычаем не производить захоронения в зимний период. Эта традиция была повсеместная вплоть до начала ХХ века.
Самостоятельный причт в лице священника и псаломщика Успенский храм получил только в 1853 году. До этого он числился за Троицким Собором. Одним из первых священников стал Павел Анемподистович Ивановский, а старостой – купец 2-й гильдии И.П. Бибиков.
Очень много для храма сделал и староста Аполлон Карнеев, который построил дома для священников «крытые железом» и надворные постройки «крытые тесом». Кстати, за храмом помимо упомянутых строений, числились каменная кладовая, дровяной сарай и баня.
Успенский храм до 20-х гг. прошлого столетия не имел своего прихода. Именно поэтому за ним всегда числился только один священник и один псаломщик. До 1917 года старостой был Тихон Александрович Кобяков. Средний доход, приносимый храмом, составлял на то время 20 рублей. Жалованье причту полагалось 200 рублей, а кружечные доходы составляли 500 рублей. Это средние показатели для того времени.
До революционных событий и в последующее тяжелое для храма время причт возглавлял Евгений Иванович Рождественский. В 1919 году храм в лице отца Евгения и псаломщика Михаила Елагина, а также еще 54 человек (именно в это нелегкое время появляется у храма приход) подписали договор с Богородицким уездным комитетом Совета Рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов на право бесплатного пользования храмом и богослужебными предметами. Также в это время была проведена оценка Успенской церкви – 2 млн.485 тыс. рублей (для сравнения: Покровскую церковь оценили в два раза дороже). Нотариальным отделом были изъяты описи церковного имущества. Так вступил в силу Декрет об отделении церкви от государства.
Кстати, метрических книг и исповедальных росписей Успенская церковь до 1917 года не вела. Прямым назначением церкви было лишь отпевание усопших, но с этим справлялись и другие храмы, они же вели метрические книги, помечая, что захоронения производятся на «градском кладбище», то есть на городском. А в Богородицке было единственное кладбище – Успенское. Точную дату его возникновения установить невозможно, но, судя по всему, появилось оно после эпидемии чумы 1771 года, согласно указу правительствующего Сената Тульской провинциальной канцелярии.
В конце 20-х гг. XX века в Богородицком уезде начинается процесс закрытия храмов. А начало 30- х гг. знаменуется массовыми арестами священников. Успенскому храму «повезло»: его закрыли самым последним в городе в 1939 году, но почти все его священники были осуждены и отправлены на поселения.
Успенский храм в течение шести лет простоял закрытым: с 12 июня 1939 года по 15 февраля 1945 года. В это время помещение храма сначала было занято воинской частью, а затем использовано для хранения фуража и находилось в ведении конторы "Заготзерно". В 1945 году на пасхальной неделе две богородчанки с благословения отца Михаила (Понятского) - священника Тульского храма Двенадцати Апостолов, начали ходатайствовать об открытии Успенского храма. 8 мая 1945 года разрешение было получено, а 9 мая стало для богородчан двойным праздником.
Крестный ход на Пасху. Фото 1947 года.
Первым настоятелем храма после его открытия был протоиерей Федор Чемагин, прослуживший здесь до 1957 года.
Протоиерей Феодор (Чемагин)
Последующими настоятелями являлись протоиерей Григорий (Ивановский), свящ. Михаил (Козырев), свящ. Виктор (Степчук), свящ. Павел (Марченко), протоиерей Иоанн (Конюхов), свящ. Георгий (Костромин), игумен Серафим (Лысенко) свящ. Владимир (Гонтарь), архимандрит Макарий (Кобяков), игумен Никон (Мозговой), игумен Исаакий (Мотыль) и с 1979 г. протоиерей Алексий (Резухин).
Протоиерей Алексий (Резухин)
После его ухода за штат один за другими настоятелями станут его сыновья о. Сергий и о. Алексий. Последний является таковым и поныне.
Старостой при открытии храма был Булгаков Петр Геннадиевич, а потом Селиванова Елизавета Николаевна, Коблов Семен Артемонович, а так же Поляков Тихон Николаевич. Успенский храм всегда отличался своим хором. Более двадцати лет регентом правого хора была Н.М. Некрасова (на фото – пятая слева во втором ряду).
Клирос Успенского храма. Фото 1948 года.
Особенно памятным для нашего прихода является день 17 сентября 1980 г., когда, отмечая шестисотлетие Куликовской битвы, четыре архиерея Русской православной церкви во главе с членами свящ. Синода митрополитом Филаретом Киевским и Галицким, экзархом Украины и митрополитом Ювиналием Крутицким и Коломенским, возвращаясь с Куликова Поля посетили наш храм и совершили у нас панихиду по убиенным вождям и воинам на поле Куликовом.
Архитектура храма
Успенский храм классического стиля, одноглавый кирпичной кладки, оштукатуренный. Снаружи по бокам храм украшен колоннами, четыре – с южной стороны, и четыре – с северной. Колокольня венчается фронтоном и полукуполом со шпилем и крестом. Колокольня с колоннадой, состоящей из 4-х групп, в каждой из которых 5 колонн.
Фото 1947 года.
Храм имеет площадь 280 кв.м., алтарь 35 кв.м. и крестильное помещение 45 кв.м.
В храме помещается 800 человек, а вплотную до 1000 человек и более.
Внутренний вид Успенского храма на Пасху 1946 года.
Интерьер храма состоит из четырех арочных помещений, украшенных живописью. Художественные работы производились в 1955-1956 году московскими художниками П.А. Гладковым и В.М. Голубевым. Обновил иконостас и заново сделал «царские врата» московский резчик П.Ф. Чуваловым. В 1974 году сделаны наружные росписи с южной и северной сторон.
Внутренний вид Успенского храма. 1950-е годы.
В 1955 году храм удлинили за счет помещения под колокольней. Алтарь сделан со служебной пристройкой. Из северной пристройки есть выход на улицу. Сначала было проведено водяное отопление, а с ноября 1986г. храм отапливается природным газом.
Престол в храме один – Успения Божьей матери. К западной части пристроено крестильное помещение с алтарем, освященным в честь вмч. Георгия Победоносца. Около храма имеются помещения, принадлежащие Успенской церкви, в том числе каменная часовня, построенная на месте деревянной в 2001г.
Часовня. Фото 2005 года.
Успенский храм и некрополь при нем являются единым целым объектом историко-культурного наследия и обладают большим потенциалом для исследовательской деятельности. В настоящее время Успенский храм продолжает свою Богослужебную деятельность. Совершаются ежедневные утренние и вечерние службы, требы, работает воскресная школа. Храм сотрудничает с учреждениями культуры, образования, здравоохранения города Богородицка и Богородицкого района, окормляет 51 гвардейский парашютно-десантный полк им. Благоверного князя Димитрия Донского города Тулы.
В память о некогда стоявшем на этом месте деревянном храме поставят каменный столб с иконою Святой Троицы. Сейчас он отсутствует, но по клировым документам столб в 1916 году все еще напоминал прихожанам об истории старого прихода – прихода стрельцов города-крепости.
Интересно где это место?
Успенский храм строился как усыпальница. Там некоторое время должны были находиться тела умерших, погребение которых отсрочивалось долее трех дней. Вообще потребность в храме-усыпальнице объясняется давним обычаем не производить захоронения в зимний период. Эта традиция была повсеместная вплоть до начала ХХ века.
Не знала, что тела умерших лежали в таких усыпальницах до весны, а потом каждый забирал своего усопшего и проводил обряд захоронения.
За прошедшие годы церковь подверглась некоторым изменениям, но как прежде к колоколам ведет узкая винтовая лестница, и открывается вид на город. Благодаря старым открыткам, полученным при фотосъемке с колокольни, мы имеем представление о том, как проходили ярмарки в Богородицке.
в 2013 году попыталась сделать несколько фотографий с похожего ракурса:
результат наложения.., отправной точкой стала въездная башня
_________________ Все женщины - Ангелы, но когда нас лишают крыльев, приходится пересаживаться на метлу.