15 Октября 2015 года в Богородицком дворце-музее состоялась научно-практическая конференция "Графы Бобринские и их окружение". От нашего Интернет-проекта на этой конференции был сделан доклад "Имение Бобринских: виртуальная экскурсия по парку" (докладчик - Бабин А.П.), текст которого предлагается вашему вниманию. Позднее, 18 октября этот же доклад был сделан на Болотовских чтениях (Дворяниново).
Имение Бобринских: виртуальная экскурсия по парку
Говоря об имении Бобринских в Богородицке, трудно обойти вниманием парк при нем. С исторической, а точнее археологической точки зрения этот парк – многослойный. За прошедшие 230 лет его облик и даже границы существенно изменились. Сегодня я поведу разговор об облике парка в период первых лет его существования, когда его называли чудом здешних мест.
Богородицкий парк создали в кратчайшие сроки: всего за два года с 1784 по 1785-ый безлесные склоны вокруг дворца, предназначавшегося Алексею Григорьевичу Бобринскому, превратились в жемчужину Тульской губернии. Произошло это благодаря стараниям управляющего имением Андрея Тимофеевича Болотова и труду крепостных крестьян.
Сегодня мы можем получить представление о парке того времени по рисункам Андрея Тимофеевича и его сына Павла. Они составили целый альбом из 78 рисунков, который на данный момент хранится в запасниках Государственного исторического музея.
Изучая рисунки Болотовых и сопоставляя их с картой местности невозможно не поразиться тому, как компактно тогда были расположены различные, непохожие друг на друга, сцены парка. Невероятным кажется тот факт, что при переходе от одного места к другому, расположенному совсем рядом, вид, сцена полностью преображались. Посмотрите на следующий рисунок.
Рис. 1. Карта парка. Желтым отмечены места, описываемые в докладе.
Здесь желтыми точками отмечены места, о которых пойдет речь далее. Обратите внимание как близко друг от друга они находятся и сколь разные виды открывались в обозначенных местах.
Спустившись от дворца косым длинным сходом, гуляющие попадали на проложенную у самой воды дорожку. Слева от идущего расстилался огромный пруд, а справа вплотную к тропинке подступала крутая гора. Чтобы ее отвесный склон не казался однообразным, Болотов местами обнажил его, местами высадил кустарник и цветы. По пути встречалась одна достопримечательность - оставшийся от прежних времен тайный ход в старую Богородицкую крепость с уходящими вглубь ступенями. Его случайно обнаружили при выполнении земляных работ. С уважением относящийся к старине, Болотов оставил подземный ход в сохранности, и получившаяся сцена создавала у гуляющих романтическое настроение.
Рис. 2. Романтическая сцена. Рисунок А.Т. и П.А. Болотовых
Рис. 3. Современный вид романтической сцены.
Стоило немного пройти вдоль пруда, как можно было оказаться у развалин и пещер, высеченных в мраморном песке. Надо отдать должное наблюдательности Андрея Тимофеевича и его умению замечать прекрасное. Мраморные пески существуют и сегодня, но они забыты и, увы, никому не интересны.
Рис. 4. Современный вид мраморных песков.
Андрей Тимофеевич же, приметив красоту песчаной глыбы и тот факт, что песок здесь был спрессован словно камень который можно было обрабатывать пилой или топором, решил вырубить здесь просторные светлые пещеры - так, чтобы в них можно было ходить, любуясь красотой песков. А снаружи смастерили подобие развалин некоего подземного здания - с окнами, дверями, крыльцом, лежащими в беспорядке остатками колонн и других архитектурных деталей. Получилась весьма впечатляющая «руина». «Словом, мне и тут - пишет Болотов, - удалось произвести почти сущее чудо или, по меньшей мере, такую редкость, которую в последствии времени все бывавшие в саду им не могли довольно надивиться и какой ни в каком ином саду не находилось. Сами иностранные путешественники признавались, что они нигде подобного сему не видывали».
Рис. 5. Вид внутренности пещер, иссеченных в горе, из мраморного твердого разноцветного песку состоящей.
Рисунок А.Т. и П.А. Болотовых, конец XVIIIв.
Рис. 6. Вид развалины и пещер, иссеченных из мраморного песку в Богородицком саде.
Рисунок А.Т. и П.А. Болотовых, XVIIIв.
Пройдя вдоль песчаных развалин, посетитель попадал к подножью большого водопада, который низвергался с горы перед самым выходом из пещер. Используя рельеф, Болотов придал этому месту вид каменного утеса. Для этого «надобно было навозить туда премногое множество диких каменьев и изо всех из них произвести род натуральной каменной горы с разными ущельями и неровностями», - писал Болотов. «Выдумка удалась, и вышла штука, зрения и удивления достойная и превосходящая красотою самое ожидание» - продолжал Андрей Тимофеевич.
Рис. 7. Вид главного водопада в Богородицком саде с нижнего уступа.
Рисунок А.Т. и П.А. Болотовых, конец XVIIIв.
Рис. 8. Сцена представляющаяся зрению внизу большого водопада.
Рисунок А.Т. и П.А. Болотовых, конец XVIII в.
Рис. 9. Современный вид на место где был водопад.
Если проследовать еще немного дальше вдоль большого пруда, то можно было выйти к берегу нижнего пруда Богородицкого парка. Этот пруд отделялся от большого узкой полосой земли (плотиной), на которой были высажены деревья и кустарники. Даже сегодня, спустя 230 лет, рельеф парка хранит очертания того водоема.
Рис. 10. Нижний пруд сегодня. Из статьи Ю.А. Веденина, Е.А. Воробьёва, С.А. Пчёлкина
"Новые подходы к реставрации и представлению исторических парков"
А тогда, в конце XVIII века нижний пруд состоял из трех частей с разным уровнем воды. Переход от одной к другой был выполнен в виде порогов. На самой большой части этого пруда (нижней) были сделаны острова – березовый, цветочный и др.
Рис. 11. Вид нижней части сада при входе в оную от большого водопада.
В средней части - берега островов на пруду были выложены камнями, которые эффектно отражались в воде. Между островами перебросили мостки, для перехода с одного берега на другой.
Рис. 12. Вид островков на среднем нижнем прудке с мосточками. Рисунок А.Т. и П.А. Болотовых
Верхняя, самая маленькая часть нижнего пруда предназначалась для купания. Здесь на берегу располагалась дневная сиделка – деревянная скамейка, расписанная под вид каменной и украшенная декоративной скульптурой. Вода из этой части пруда вытекала в следующую через каменный порог с небольшим шумом, а сюда втекала в виде водопада с каменной горки и производила двумя ударами о камни приятный слуху ритмичный звук. На окружающих бугорках были обустроены участки, удобные для сидения и лежания на траве, что придавало этому месту особенную красоту и притягательность.
Рис. 13. Вид купальни с водопадом и полуденною сиделкою.
Рисунок А.Т. и П.А. Болотовых
Рис. 14. Современный вид в районе полуденной сиделки.
Фото Татьяны Ушаковой.
Совсем рядом, здесь же на берегах нижнего пруда располагалась и вечерняя сиделка. Внешне она походила на дневную, но с нее открывался уже совсем иной вид.
Рис. 15. Сцена вечерняя, представляющаяся зрению с вечерней сиделки в нижней
части Богородицкого сада. Рисунок Рисунок А.Т. и П.А. Болотовых
В зеркале нижнего пруда отражались дворец, въездная башня, павильон и открытая беседка – ротонда. Андрей Тимофеевич нередко проводил здесь вечера с гостями парка. В ротонде напротив играли музыканты, а на вечерней сиделке было приятно отдохнуть, насладиться видами и послушать музыку. Вот описание одного такого вечера: "Гостям нашим как музыка, так и пение с нею отменно полюбились. /…/ Вечер был наиприятнейший. /…/ Сад был в наилучшем своем виде: в нем господствовала тогда /…/ тихая погода. /…/ Гости все сидели на вечерней нашей сиделке, против ротунды, за нижним озерком и в лучшем месте для слушания. /…/ Пение и музыка /были/ прямо трогательныя и восхитительныя! /…/ И вечер сей для самого меня был так достопамятен и приятен, что я и поныне вспоминаю его с чувствованием некотораго удовольствия".
Чтобы легче представлять, где это находилось, привожу современный вид с того же места в парке. К сожалению, былой вид здесь полностью утрачен.
Рис. 16. Современный вид с места, где располагалась вечерняя сиделка.
Немного выше нижнего пруда располагался пруд средний. На его берегу Андрей Тимофеевич велел сделать возвышенность, обложить ее камнями, придав вид скалистого мыса, и установить на ней открытую беседку – ротонду. Вид получился потрясающий.
Рис. 17. Сцена представляющаяся стоящему при конце водоема в полугорое находящемуся.
Рисунок А.Т. и П.А. Болотовых
Гуляя здесь, наместник Калужской и Тульской губерний граф Кречетников сказал: «Как это все прекрасно и хорошо! Как кстати и у места стоит на горе эта каменная беседка; какая это прекрасная лужайка, как приятны и хороши эти лесочки с разными их изгибами и мысочками; /…/ А эта ротунда, какой прекрасный вид она имеет, и как оживляет собою все это место, и как натурален под нею этот каменный бугор, вид некакой скалы имеющий».
К сожалению, этот вид также сегодня полностью утрачен. За прошедшие годы сравнялись с землей даже насыпанные возвышенности.
Рис. 18. Современный вид места, где располагался средний пруд.
Совсем рядом со средним прудом Болотов сделал удивительное сооружение – грот. Но необычный. В то время гроты как парковые украшения были достаточно популярны. Чаще всего они несли мрачное или, как минимум, печальное, меланхолическое настроение. Грот Андрея Тимофеевича был иной. С внешней стороны он был неприметен и выглядел как вход в каменную пещеру. Но внутри, за стеклянными дверьми находилась прекрасно оформленная восьмиугольная комната. Такая, что наместник граф М.Н. Кречетников сказал: «Ну, Андрей Тимофеевич, вы /…/ сделали мне подлинно на сем месте сюрприз, и сюрприз весьма приятный, никогда и никак я сего здесь не ожидал, и эта штучка ваша превосходит уже прочия. Это такой погребок, в который смело могли б мы отважиться завести и самую государыню, если б она сюда к нам пожаловала; взглянула бы верно и она на него с удовольствием!».
Замечу, это сказал граф, генерал-губернатор Калужского и Тульского наместничества в эпоху роскошных дворцов, когда с Урала в центральную Россию везли лучшие образцы яшмы, малахита, изумрудов и других самоцветов. Но Андрей Тимофеевич не использовал дорогую отделку, его гений был в том, что изумить он мог с помощью, казалось бы, обыденных материалов. Тех, что большинство даже не замечает. Карнизы, ниши, узоры стен были отделаны позолоченными, посеребренными, а по серебру раскрашенными в различные цвета ракушками. Все промежутки стен и восьмиугольного свода были украшены разноцветными богородицкими песками, слюдой, мелким бутылочным стеклом. И это не единственный пример. Сделать красоту, привести посетителей в восторг и при этом не тратить много денег – это стиль работы Болотова. Есть чему поучиться современникам, которые зачастую осваивают огромные средства, но результат восторга не вызывает.
Над гротом стоял стеклянный пьедестал, на котором располагалась статуя. Внутри пьедестала было вмонтировано зеркало, что вместе со стеклянными дверьми давало свет гроту, и позволяло из него смотреть на пруд, город.
Рис. 19. Вид грота внутри. Рисунок А.Т. Болотова
Рис. 20. Вид площадки над гротом, скрытым под землею, в саду Богородицком.
Рисунок А.Т. и П.А. Болотовых
Рис. 21. Где-то здесь располагался грот.
К сожалению, в рамках короткого доклада невозможно рассказать обо всех уголках парка в имении Бобринских. Да и упомянутые места удалось описать лишь поверхностно. Поэтому я приглашаю вас посетить виртуальную прогулку по парку XVIII века на сайте «Богородицк – тульский Петергоф».
Рис. 22. Общий вид виртуальной прогулки на сайте bogoroditsk.ru
В предлагаемой виртуальной прогулке использовано около 60 рисунков Андрея Тимофеевича Болотова и его сына Павла. Каждое изображение парка привязано к соответствующему месту на карте, рисунки сопровождаются описаниями местности или рассказами об истории создания. При этом по максимуму было предоставлено слово самому Андрею Тимофеевичу: разрабатывая программу и содержание виртуальной прогулки, я постарался выписать все упоминания о Богородицком парке в записках Болотова, которые удавалось связать с рисунками тех или иных мест. Благодаря этому, парк оживает, нам словно рассказывает о нем его создатель.
Каждый маркер на карте связан с рисунком вида парка и описанием соответствующего места (по возможности использованы цитаты Андрея Болотова).
Рис. 23. Просмотр информации о выбранном месте на карте
При выборе маркера открывается окошко с имеющейся о выбранном месте информацией. Окошко может содержать одну или две закладки. На первой (под названием «Информация») присутствует рисунок вида парка и описание к нему, а также ссылка «Обсудить» (о ней я упомяну отдельно). На второй закладке «Изображения» помещены дополнительные рисунки выбранного места, а также современные фотографии соответствующей местности, выполненные, как правило, с похожего ракурса. Это позволяет лучше понять, что и где находилось в Богородицком парке 230 лет назад, сравнить исторический и современный облики.
Рис. 24. Просмотр рисунков и фотографий на закладке «Изображения»
Как вы помните, на закладке «Информация» присутствует ссылка «Обсудить». Если кликнуть по ней, то откроется отдельное окно с той же информацией, но представленной в более удобном для чтения формате – в виде статьи на сайте.
Рис. 25. Более удобное для чтения представление информации
Ниже статьи есть возможность написать свой комментарий, обсудить прочитанное.
Для удобства посетителей сайта все статьи виртуальной прогулки по парку XVIIIв. собраны в отдельном разделе «Альбом Болотова» (меню «История»). Этот раздел будет удобен для тех, кто желает ознакомиться со всеми материалами виртуальной прогулки и не хочет для этого обходить каждый маркер карты.
Рис. 26. Раздел «Альбом Болотова»
Представленная виртуальная прогулка будет полезна всем, кто интересуется историей города, всем кто хочет получить преставление об облике парка в имении Бобринских в конце XVIII века, а также для преподавателей истории.
Рис. 27. Как найти на сайте виртуальную прогулку по парку.
Но какой бы познавательной ни была виртуальная прогулка, ничто не заменит физического посещения парка. В тоже время, гуляющему в парке посетителю мало что напоминает о былых временах. Практически ничего не изменила в этом отношении и сегодняшняя реставрация, а точнее благоустройство парка. Да, сегодня здесь есть красивые лиственничные и березовые аллеи, мощенные плиткой дорожки, замечательные скамейки, но территория, где ранее располагался Болотовский парк, отголоски славы которого слышны до сих пор, находится в запущенном состоянии и планов ее реставрации, насколько мне известно, нет. Человек, не знающий истории парка, проходя мимо, даже не обратит на эти места никакого внимания. Разве это правильно по отношению к Андрею Тимофеевичу, чьим созданием мы до сих пор гордимся?
Чтобы это исправить, я предлагаю установить вдоль современных дорожек макеты мольбертов с копиями рисунков парка XVIII века, причем так, чтобы вид изображенный на рисунке примерно соответствовал месту установки мольберта (с учетом расположения сегодняшних дорожек). То есть, с одной стороны предоставить возможность посетителю получить представление о былом облике «чуда здешних мест», а с другой - использовать парк в качестве выставочного зала рисунков А.Т. и П.А. Болотовых.
Продемонстрирую свою идею на конкретных примерах. Взгляните на следующую фотографию.
Рис. 28. Современный вид участка парка
Наверняка многие из вас видели этот пейзаж, проходили мимо. Что в этом месте интересного для посетителя незнакомого с Богородицком? Да, красивая природа, но не более. А что если бы на месте, откуда была сделана эта фотография, стоял мольберт со следующим рисунком?
Рис. 29. Тот же вид 230 лет назад.
Или другой пример:
Рис. 30. Современный вид участка парка.
Рис. 31. Тот же вид 230 лет назад.
Нам говорят, что невозможно восстановить парк XVIII века в былом облике, но хотя бы продемонстрировать его мы же в состоянии! Причем, нагляднее всего это сделать не во дворце, не в Интернете, а в самом парке - на местах, куда когда-то сам Андрей Тимофеевич выходил на пленер.
Идея с мольбертами у меня появилась еще в 2008 году. А год назад я увидел воплощение схожей задумки в Волгограде.
Рис. 32. Воплощение идеи по установке «мольбертов» в Волгограде
Как видите, это красиво и совсем не дорого, особенно учитывая размер выделяемых средств на реконструкцию парка сегодня. Ведь если уж не суждено восстановить былое великолепие Болотовского парка в бывшем имении Бобринских, то совершать виртуальную прогулку по нему хотелось бы не сидя за монитором, а гуляя в парке современном.
Использованные источники
Болотов А.Т. Описание, служащее в объяснение плана села Богородицкого... / публикация текста и вводная статья И.Н. Слюньковой // Русская культура последней трети XVIII века - времени Екатерины Второй: сб. статей. М., 1997. С. 191-205.
Жизнь и приключения Андрея Болотова описанныя самим им для своих потомков. Т.3 - Москва: Институт русской цивилизации, 2013. - 1270с.
Календари «Виды имения Бобринских, 1786 г.». Изд. «Коммунар». 1988, г. Тула. ЦП00699. З. 1491 (112).
Любченко О.Н. Есть в Богородицке парк. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1984. - 111с.
«Новые подходы к реставрации и представлению исторических парков» Ю.А. Веденин, Е.А. Воробьёва, С.А. Пчёлкин
Открытки «Дворцово-парковый ансамбль в Богородицке». ОАО ИПО «Лев Толстой». Тула. 2005. Зак. 1934(15).
Это точно. Много говорим о парке, и даже все дорожки плиткой отделали, а показать где и каким был тот самый парк, которым восхищаемся - не можем (не хотим).
Ваша виртуальная экскурсия замечательная! А как Вам идея с электронным GPS-гидом? Например GPS-Путеводитель от издательства "Вокруг света" http://gps.vokrugsveta.ru/about/what/ ".....Приложение имеет собственный форум, где можно оставлять заявки на расширение ассортимента прогулок." Может им подать заявку? Узнать что для этого надо, платно это или нет.
_________________ Все женщины - Ангелы, но когда нас лишают крыльев, приходится пересаживаться на метлу.
ЮТУ, есть такая идея. Для этого надо существующее приложение найти и его развивать. С нуля такое делать неоправданно сложно. Можно попробовать и с "Вокруг света" связаться, узнать их условия.
Очень понравилась идея с установкой таких мольбертов, особенно, если с каждым годом они будут постепенно превращаться в реальные объекты.
В приложенном генплане указаны проектируемые плотина, туалеты (три деревянных домика, которые сейчас стоят у въездной башни?) и план-схемы парка (по аналогии с Центральным парком г. Тулы), а также предлагаемые к восстановлению флигеля, комплекс хозяйственных сооружений и дом управляющего, фрагмент укреплений Богородицкого острога XVII в., богадельня и шале.