Вдоль этих домов вниз идет замусоренный проселок. Следов мощения не видать, зато достаточно битого шифера и кирпичей.
Лишь в одном месте из земли проступает небольшое количество камней, которые можно принять за остатки мостовой.
Ответвление фактически нежилое. Дом 7 по Вязовской улице знал и лучшие времена.
Однажды какой-то свин опустошил мусорное ведро в первом попавшемся месте, потом его примеру последовали и другие. В итоге образовался филиал свалки. Крыши домов – Восточная улица, Уперта протекает прямо перед гаражами, заметными в левой части снимка. Здесь и должен был находиться гипотетический мост.
Красивое место, изувеченное помойкой.
Вот и река. Земли здесь плодородные, палку воткни – вырастет дерево. На том берегу кто-то пошел дальше и воткнул ухват.
Выше по течению реки есть пешеходный мостик, по которому выходим на Восточную улицу. Этот загадочный тупичок и переходит в не менее загадочное ответвление Вязовской… Переходил бы, если бы имелся мост.
Пройдем немного ближе к центру города. Восточная, вид на юг. Покрытия нет вообще.
Вид на север, в сторону центра.
Наконец, показываются камни, похожие на вязовские. Что это, привет из старины или более поздние попытки борьбы с бездорожьем?
Восточная улица проходит в низине рядом с рекой и подвержена подтоплениям. Булыжная дорога, если она здесь и была, за годы могла просто скрыться под грязью.
Перекресток Восточной и 10-й Армии. Если дорога действительно шла тут, то этот перекресток исторический: налево - город, направо – дворец и Упертовка.
Перед перекрестком посмотрим под ноги. Современный гравий чередуется со знакомыми большими камнями. Может быть, у них общее прошлое с вязовскими?
Улица 10-й Армии поднимается наверх вдоль парка.
Второй раз пересекаем реку и поднимаемся вверх. Восточная осталась сзади.
Въезд в парк.
Рядом с воротами торчат подозрительные камни.
Ветер гонит пыль по улице.
А разных размеров булыжники продолжают проступать из тротуара. Если, конечно, это можно назвать тротуаром. Впрочем, все или часть из них могли положить в советское время.
Пересечение 10-й Армии и Спортивной. Тут дорога должна была свернуть налево.
Не исключено, что по этому камню на перекрестке мог проехать не один воз.
Движемся вдоль парка по Спортивной.
Асфальтированная дорога перед стадионом уходит в сторону Шахтерки. За перекрестком на Спортивной заметно мощение, но не такого вида, как на Вязовке. Время укладки неизвестно.
Очень вероятно, что когда большак перенесли на современную улицу Коммунаров, на нем еще не было никакого покрытия. Но он вряд ли стал заброшенным, потому что какой-то подъезд к Упертовке должен был существовать. Опять посмотрим на карту. Выявляется любопытная вещь. Если мысленно продлить Спортивную улицу дальше на север, то она станет идеальным продолжением бетонки между Дачным поселком и Упертовкой. Получается, дорога была именно здесь.
Спортивная улица у стадиона.
В сырую погоду здесь не проехать вообще.
Труба. Появляется из-под земли и уходит на территорию стадиона.
Забор стадиона оканчивается и начинается частная застройка, состоящая всего из нескольких домов. Какой был смысл строить их в таком захолустье? Какой смысл в существовании этого отрезка улицы вообще? Уж не потому ли, что ранее эти дома стояли на проезжей дороге или, что вероятнее, выстроены на месте тех домов?
Спортивная улица оправдывает свое название. В дождь здесь можно хорошо потренироваться в прыжках.
Вдоль ограды парка ровным строем стоят свидетели эпохи. Некоторые из них сохранились хорошо.
Некоторые – не очень.
А какие – средне.
Справа от дороги – болотце. Отсюда вытекает ручей, на котором был устроен каскад прудов в парке.
Колонка приводится в действие силой мысли. Как еще объяснить отсутствие на ней рычага?
Изредка попадаются камни, но вряд ли это следы покрытия. Хотя местами очень напоминают.
Посмотрим назад. Здесь Спортивная завершается и нас любезно провожает один из местных жителей.
С обеих сторон примыкает яблоневый сад и автомобильный накат уходит в сторону.
Дальше идет всего лишь тропинка. Но отсутствие деревьев непосредственно около нее говорит нам о том, что так было не всегда. Действительно, несколько лет назад тут проходила скромная грунтовка, но она не вела в Упертовку, а брала влево совсем недалеко от последних жилых домов по Спортивной. Но потом на нее упало дерево (или свалил кто-то добрый). Грунтовка заросла и не была накатана снова.
Направление не забыто, люди ходят здесь и в наши дни.
По краям заметно нечто похожее на следы выравнивания дорожного полотна. То выемка, то насыпь.
Деревья подступают к тропе все плотнее.
Вновь натыкаемся на пару каменных островков. Они не расскажут, как тут оказались.
Теперь сужается и сама тропа. Но цивилизация уже близко.
Выныривая из зарослей, дорожка выходит точно на начало упертовской бетонки. В том, что Упертовка была связана с дворцом прямым путем, сомневаться уже не приходится. Очевидно, что плиты клали на старую дорогу, однако дальше к стадиону восстанавливать ее не стали. Не исключено, что поворот на город здесь и был.
Описание этого отрезка бетонки было сделано ранее, в рассказе о Дачном поселке, поэтому дублировать то же самое здесь нет смысла. Продолжим ознакомление с местностью от моста через Уперту. Мы пересекаем ее уже в третий раз!
Мост в этом месте существовал и раньше. Нынешний мост выстроен в советское время. Последующие годы успели его изрядно попортить.
Вид от моста на юг.
Этот мост не только для людей и машин, но и для трубы.
Дорога поднимается вверх. Деревня тянется вдоль нее, подтверждая историческое направление.
Река осталась сзади. Крутизна спуска к ней потихоньку уменьшается.
Если здесь свернуть налево, можно выйти к Сельхозу, туда ведет тропинка мимо дач и пруда.
Магазин. Был.
Бетонка продолжает идти сквозь деревню.
Странный изгиб дороги. В старые времена что-то помешало развивать деревню в прямом направлении. Интересно, что? Этот абориген не в курсе.
Таки раритет. Мало их сохранилось до наших дней, очень мало.
После изгиба бетонка сужается. Два ряда плит успешно заросли, поскольку это уже околица деревни и разъезжаться со встречным авто приходится редко.
Вот и все. Конец деревне – конец дороге. Конец дороге – конец путешествию. Но перед тем как завершить его, посмотрим по сторонам.
В отдалении – один из пригородных дачных массивов.
А прямо бетонку продолжает ухабистый проселок, идущий в сторону леса.
Здесь ли шел старинный тракт, или уходил в сторону раньше, теперь вряд ли кто скажет. Сомнительно, что тут он имел даже самое примитивное покрытие. За Упертовкой время не оставило нам его следов. Правда, на карте области обозначена подозрительная грунтовка между Упертовкой и Старой Дачей. Может быть, этот проселок и есть та грунтовка. А если это та грунтовка – тогда, быть может, это и есть бывшая Воронежская дорога. Наверное, примерно так она и выглядела несколько веков назад, когда движение только начиналось.
BON!
Как всегда блистательно и познавательно!
Попробую немного дополнить.
Тот асфальт за Вязовкой по старо-смоленской был положен в конце 80-х.
Коммунисты собирались построить новый молочный завод...
Начали с дороги.
Спасибо, Бон.
_________________ Нет никаких "государственных денег", есть только деньги налогоплательщиков.
Маргарет Тетчер
Нужно будет сделать еще один репортаж про «старосмоленскую», чтобы рассказать о ее следах в Богородицком районе (можно заодно и Воловский охватить, там тоже много интересного). Все-таки от нее остался не только вымощенный отрезок до Товарково (а он и был вымощен только до Товарково), но и грунтовые участки старой дороги за 50 лет никуда не пропали. Одни стали частями современных трасс и скрылись под асфальтом, другие продолжают существовать в виде проселков местного значения. Перепахана бывшая дорога лишь на небольших промежутках.
К примеру, вот так выглядит участок большака за Кузовкой. Сейчас он заканчивается тупиком, поскольку после переноса дороги ликвидировали ж/д переезд и заблокировали проезд на Красный Холм.
В детстве ездили с отцом по этой дороге на мотоцикле, и недалеко от вязовки были остатки строения, отец говорил, что это был динамитный склад, есть какая нибудь информация?
Виталий, вот тут на второй фотографии "С востока примыкает странная грунтовка..." это, наверное, и есть остатки дороги к динамитному складу. Где-то там он и находился - воспоминания из детства, правда я его видел только со стороны Жданковского посёлка
Продолжение статьи 2007 года, за считанные часы до наступления 2015-го.
Давно пора вернуться на ту самую дорогу, которая известна как “Старосмоленская” и которая не имеет к Смоленску никакого отношения. До сих пор неизвестно, кто дал дороге это прозвище и почему оно к ней так прилепилось. Во второй части рассказа поедем по старому большаку к южной границе района. Для этого перенесемся за Вязовку - на место, откуда началось путешествие семилетней давности и выдвинемся с той точки в направлении села Товарково. Фото ноября 2014 г.
Вид в сторону города.
На первом снимке из репортажа 2007 года видна идеально сохранившаяся кладка. Теперь ее состояние и плохим не назвать. Дорога за семь лет местами сдала очень сильно. Камни смещаются, крошатся, уходят в землю и уносят с собой историю. Булыжники на используемых отрезках вовсю затягиваются грязью, а на неиспользуемых давно заросли травой.
Этот участок дороги находится в низине и был разбит из-за скапливающейся воды. Кладка сильно повреждена.
Едем дальше.
Это же место в 2010 году, вид в сторону города.
Еще лужа прямо по курсу.
Мощеная дорога уходит в траву и в этой траве находит свое спасение. Когда археологи будущего откопают этот участок, он будет в неплохом состоянии. Этого нельзя сказать о промежутке, по которому мы только что проехали. Подробно осмотреть дорогу от Вязовки до сюда можно на панорамной съемке Гугла. А мы выезжаем на отрезок, который Гугл не осилил.
Здесь уже давно не ездят. Большак можно опознать лишь по едва заметной насыпи.
Его функции полностью взяла на себя накатанная параллельно грунтовка. Выбор очевиден: хотя камни и хорошее средство против слякоти, но по ним ни в какую погоду не разгонишься. А в грязь сюда никто и не будет соваться без необходимости. Когда-то дорога была единственной, теперь же от города до Товарково можно домчать по двум асфальтовым объездам.
Пересечение неиспользуемого участка большака с дорогой на Васильевку (прямо).
Впереди Товарково. Заросшая булыжная дорога по-прежнему распознается лишь по насыпи. Всё движение – по грунтовке рядом.
Вид на дорогу и товарковскую слободу, сохранившую название Большак. В низине течет ручей. За ним железнодорожный переезд, существующий на этом месте уже 140 лет. За переездом - пересечение с трассой на Товарковский поселок и Куркино. И совсем вдалеке газовая подстанция, расположенная сразу за селом.
На спуске к ручью видим старинные камни “Старосмоленской”.
Оставшаяся от моста через ручей насыпь. Здесь очень проблемное место, часто страдающее во время паводка.
Бывший мост весной 2011 года.
Переезд. Вид в сторону города. Грунтовой дублер закончился и мы вновь на исторической дороге с “оружием пролетариата” под колесами.
Пересечение с автотрассой. Во времена существования большака здесь можно было свернуть только налево. Поворот направо пристроили в начале 1960-х годов после прокладки М4.
Дорога проходит через Товарково. Вид в сторону Богородицка.
В сторону Кузовки.
На месте, где теперь находится газовая подстанция, мощение заканчивалось. Дальше дорога была грунтовой и на десяток километров вперед не оставила о себе прямых напоминаний.
Эта грунтовка начинается от подстанции и выводит на М4 к повороту на Ломовку. Она идет так же, как шел большак. Пожалуй, самая известная грунтовка района: в 2005 году это был неофициальный объезд провала на куркинской трассе. Кто не пользовался шоссе через Павловку, ездили тогда именно здесь.
Южнее поворота на Ломовку начинается участок современной “бесплатной” М4, унаследовавший направление своего предка. Кому хватит сил, терпения и безлимитного скоростного интернета, те могут “проехать” по нему с помощью Гугла, начиная с точки разветвления бывшей и нынешней дорог. Продолжается участок до Кузовки включительно.
А при выезде из Кузовки от трассы отходит ничем не примечательный проселок. От села он идет в прямом направлении, тогда как М4 делает довольно крутой поворот. Это и есть бывшая воронежская дорога. Для обзора данного места тут тоже ничего не придумаешь лучше гуглопанорамы. Если сдвинуть фото левее, можно увидеть следы насыпи вдоль посадки: скорее всего, она осталась от большака. https://goo.gl/maps/cKx2S
Дорога уходит в поле. Вдоль нее - старомодные бетонные пасынки столбов телеграфной линии. Фото весны 2014 г.
Вид на Кузовку. Чтобы представить, как в прошлом проходил большак, просто проведите прямую к видимой на фото синей фуре.
Когда-то здесь можно было проехать на весь юг страны. Ныне – всего лишь попасть на другой конец поля.
Вновь предстоит пересекать железную дорогу. Впереди деревья, это посаженная вдоль путей лесополоса. Правее столба видна брешь. Нам как раз туда.
Еще старый пасынок. Крупным планом.
За много лет “народная тропа” заросла, но не совсем. Изредка продолжает использоваться для обслуживания железной дороги. Она выведет нас к бывшему переезду.
От самого переезда не осталось и следа. Ж/д насыпь в ходе проведенных за полвека ремонтов заметно поднялась.
С другой стороны ж/д – симметричная дыра в посадке.
Взгляд назад, на место переезда.
Поле, за которым проходит граница Богородицкого и Воловского районов. Отсюда в прошлом мы бы увидели уходящую вдаль дорогу. Она пересекала поле и выходила к деревне Красный Холм. Застройка этой вытянутой с севера на юг деревни велась вдоль большака, сейчас в пределах Красного Холма он заасфальтирован.
Сразу за переездом направо отходила дорога на Алексеевку и дальше на Волово. Этот проселок туда уже не ведет, но его ближайшая к переезду часть, возможно, еще помнит те времена.