Сын служащего тульского губернского банка Сергей Николаевич Соболев (1877 - 1965) классического архитектурного образования не получил. После уездного училища и технической железнодорожной школы он некоторое время трудился в Москве в техническом отделе новых работ, проектировавшем в то время комплексы Курского вокзала с ближайшими станциями Москва-1 и Москва-2. Молодому Сергею, правда, доверялось лишь перечерчивать начисто чужие идеи. Именно тогда он начинает активно сочинять свои, пока еще никому не нужные, проекты.
Неуемная жажда деятельности занесла Сергея в водоворот революции 1905 года, ему даже грозила тюрьма. Возможно поэтому в 1906 году он возвращается из Москвы в родную Тулу. В 1909 году Соболева направляют в уездный Богородицк земским техником.
Сама по себе должность архитектурных талантов не требовала, но ведь не место красит человека. Очень скоро по всему уезду разворачиваются большие и малые строительства по проектам Сергея Николаевича. Напомню, что Богородицкий уезд значительно превосходил нынешний Богородицкий район, включая земли современных Воловского, Куркинского, Узловского, Киреевского и Плавского районов.
Соболев возводит школы и квартиры для учителей, сельские больницы, амбулатории и прачечные, дома для врачей и фельдшеров в Узловой, Дедилове, Каменке, Куракино, Тербеевке, Притонах, Упертовке, Кузовке... По его проектам сооружают больше десятка мостов, пролетом от 5 до 40 метров, в том числе знаменитый мост в центре Богородицка, переживший уже третье свое рождение.
К слову, в стройках Богородицкого уезда активно задействовали австрийских военнопленных, ведь Россия вступила в первую мировую. В 1916 году в армию призывают и Сергея Соболева. Ценного специалиста отправили на Кавказ строить Эрзерумскую дорогу.
В начале 1918 года вместе с частями, бросившими фронт, Сергей Николаевич возвращается в Богородицк, где принимает должность начальника квартирной части Богородицкого, а позднее и Епифанского уездов.
Какое время, такие и песни. В годы военного коммунизма Соболев проектирует казармы для частей Красной Армии, а в 1924 году возвращается на свое место уездного техника. В качестве архитектора он принимает участие в устройстве новых угольных шахт, проектирует здания сельских аптек, приспосабливает дворец графов Бобринских под нужды санатория «Красный шахтер», строит жилые дома.
21 января 1924 года умирает глава молодой советской республики В.И. Ленин. 7 ноября того же года, в день празднования великой октябрьской социалистической революции, в городском саду Богородицка открывается один из первых в стране памятников Ленину. В нем Соболеву удалось совместить оригинальность замысла, удивительную дешевизну и грандиозность производимого впечатления. Монумент-трибуна с едва уловимыми мотивами модерна на десятилетия стал для города центром торжеств и митингов.
Оригинальный памятник, как и советская власть, прожил почти 70 лет. В 1941 году фашисты выломали бронзовый барельеф Ильича. При восстановлении утрату заменили гипсовой, выкрашенной под металл ростовой фигурой вождя. Барельеф, случайно обнаруженный уже после войны в куче мусора, отправили в музей. В 1990-е годы на волне отрицания советского наследия монумент вождю скоропостижно снесли, пояснив что именно он вобрал в себя значительную часть радиации, осевшей на город после Чернобыльской катастрофы. Теперь горсад украшает стихийная лужайка работы неизвестного бюрократа.
Напротив призрака утраченного Ленина братская могила защитников города, павших в годы Великой Отечественной войны, создание которой также не обошлось без С.Н. Соболева. Будем верить, что до нее грядущие политики не доберутся.
После освобождения Богородицка от фашистских захватчиков Соболев, переживший оккупацию города, оказался востребован … при разминировании некогда построенных им мостов. Под его же надзором город восстанавливался, строился, украшался скверами и памятниками.
Не все из них дожили до ХХI века, но работы Сергея Соболева украшают город и сегодня, напоминая о творческом поиске своего автора, сочетавшего порой самые неожиданные архитектурные стили и направления.
К примеру, фасад построенного в 1910 году у самого пруда двухэтажного корпуса бывшей Земской Управы (ул. Пролетарская, 56), известного сегодня как здание типографии, украшают колонны с ордером, повторяющим образцы Древнего Египта. Появившаяся на изначально кирпичных стенах штукатурка скрыла декоративные солярные знаки и стилизованные балясины подоконников второго этажа.
Неизменно привлекают внимание мавританские башенки одноэтажного здания Центра ремесел (ул. Пролетарская, 46), возведенного в 1915 году в стиле провинциального модерна для городских бань. После войны здесь работал краеведческий музей, а в 1990-е годы отрылся моднейший по тем временам видеосалон.
Крышу причудливого здания бывшего казначейства (ул. Коммунаров 57) украшает редкий для провинции парапет. Здесь архитектор вновь смешал элементы классики и модерна. В середине ХХ века здесь крутили последние киноновинки, тогда же парапет украсили гипсовые передовики производства. Сегодня в этих стенах отделение почты.
Эклектично и решение фасадов «школы Янтикова» (ул. Победы, 57), сочетающих элементы построек классицизма и столь любимого Соболевым модерна. Дом из красного кирпича построили в 1910 – 1012 годах для начальной школы. В годы первой мировой здесь работал госпиталь, после революции 1917 года - школа под директорством того самого Петра Борисовича Янтикова, во второй половине - школа рабочей молодежи. Сегодня здание используется Богородицкой администрацией.
Мало кто помнит, что в двухэтажном административном здании на углу улиц Урицкого и Пролетарской (ул.Урицкого, 2), в 1910-х годах размещалось пожарное депо. Сегодня первоначальный вид серьезно испорчен отделкой 1980-х годов «под шубу». Тем не менее, дворовый фасад сохранил детали оригинальной отделки в духе неоклассицизма и модерна.
Самая скромная постройка С.Н. Соболева притаилась на углу улиц Свободы и Коммунаров (ул. Коммунаров, 14). Этот одноэтажный деревянный дом на белокаменном цоколе архитектор построил в 1909 – 1910 гг. для родных жены Веры Ивановны Синявиной. Даже в простой деревянной отделке стен мастер сочетает обшивку вертикальную и «в елочку». Углы дома обрамляет резными лопатками, а окна – наличниками с накладками в виде Андреевского креста. В результате архитектурный стиль вроде бы неприметного здания определяется как переход от эклектики к модерну начала ХХ века.
В 1965 году Сергея Николаевича не стало. Вскоре после этого в его квартиру на улице Коммунаров принесли диплом Всесоюзной художественной выставки, где выставлялись акварели Соболева. Архитектора, всю жизнь обожавшего рисовать, признали и как художника. И еще он писал стихи. Последнее стихотворение Сергей Николаевич начал со строк
Я шел вперед, и шел упрямо
Среди всех смешанных невзгод…
88 лет жизни. Два символа бесконечности. Один - бесконечной жажды деятельности и любви к своему делу, второй - бесконечной красоты, радующей людей уже целый век.
Благодаря домам, созданным Соболевым - ещё сохраняется хотя-бы частичка лица старинности Богородицка, но их не более десятка. Это довоенная история (и в основном дореволюционная).А строения замечательные! Все их знают, но не знают их создателя. А на подходе к уничтожению уже строения середины прошлого века (!!!).Страшно подумать, но ХХ век уже становится древностью.