Оглавление
 
Рейтинг@Mail.ru

Она легко сочетала несочетаемое. Ей легко давалось то, о чем другие лишь мечтали, и тяжело доставались маленькие повседневные радости. Ее пятнадцатилетнее директорство оказалось для Художественной школы Богородицка самым долгим, спокойным и плодотворным. После Валентины Николаевны Панковой остались добрые воспоминания и удивительные работы.

Как и многие советские школьницы, Валентина росла девушкой серьезной и романтичной. Голосовала на комсомольских собраниях, собирала макулатуру, пела бодрые песни... И лишь где-то далеко в мечтах она видела себя блоковской Незнакомкой:

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

Она любила читать именно это стихотворение, созвучное ее собственному мироощущению:

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

Помимо любви к рисованию, учеба в Художественной школе привлекала ее удивительной атмосферой старинного парка и графской усадьбы, аурой вечной красоты и радостного творчества, которая исходила от ее учителя, легендарного богородицкого художника Петра Андреевича Кобякова.

Именно от него Валентина Николаевна во многом переняла идущую от старых русских мастеров живописную манеру крупных решительных мазков и рельефных светотеней. В то же время у В.Н.Панковой эти мазки оказываются более женственными, светотени – более мягкими, а сами работы более чувственными.

Наиболее явно эти особенности проявились в автопортретах художницы, любуясь которыми невозможно не вспомнить все ту же «Незнакомку»:

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

После окончания Тверского (тогда Калининского) художественного училища имени А.Г.Венецианова, юная художница вернулась в родные стены преподавателем.

По воле судьбы, в 1988 году Валентина Николаевна становится директором Художественной школы г.Богородицка. К удивлению многих, молодая женщина, любившая цитировать А.Блока и писавшая тонкие романтические портреты, оказалась крепким классическим руководителем, умевшим собрать и направить коллектив, а при необходимости и продавить в нужных инстанциях интересы школы.

Во времена ее директорства в школе собирается интересный коллектив молодых педагогов, многие из которых позднее сделали самостоятельную живописную карьеру. Именно при В.Н.Панковой в школе появляется «государство в государстве» - единственный в тульском крае иконописный класс, куда съезжаются ученики всех возрастов из разных городов области.

Бьет ключом и внешкольная работа. Праздники и дни рождения учеников отмечают чаепитием у старинного самовара. Организуются экскурсии по Тульской области, поездки в Москву, Загорск, Ростов Великий, Прибалтику.

Летом ученики с педагогами отправляются в многодневные туристические походы по Красивой Мече, для чего школа приобретает байдарки, палатки и прочий туристический реквизит. Изо всех поездок ребята привозят этюды, акварели, рисунки.

Интересные пейзажи писала и сама Валентина Николаевна. Удивительно, но вечные по сути виды природы в исполнении художницы вызывают в памяти работы живописцев начала века. При этом все они проникнуты ее неповторимым женским почерком, аурой исключительной красоты и загадочности.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.

Болезнь забрала Валентину Николаевну совсем молодой. После нее остались теплые воспоминания и удивительные работы, по которым в большей степени мы и можем судить о ней. При внешней доброжелательности она была довольно закрытым, избирательным в общении человеком. Пытавшимся понять ее сторонним наблюдателям оставалось лишь вслушиваться в блоковские строчки:

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
И лишь немногие близкие знали, что это - чистая правда.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука… 
Дмитрий Мареев

Опубликовал(а): вот, 05.11.2011
Наверх