Ответьте, что общего у вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина, рязанского поэта Сергея Есенина и командира легендарного крейсера «Варяг» Всеволода Руднева? В таких случаях вспоминаются школьные учебники математики, в конце которых всегда можно было подсмотреть ответ на задачу о двух поездах или трубах, наполняющих бассейн водой… Ну что, не догадались? Подсказываю. Речь идет не о самих людях, а о памятниках. И общий у этих монументов автор – скульптор Иван Гаврилович Онищенко.
Член Союза Художников СССР Иван Гаврилович Онищенко родился 21 декабря 1918 года. Занялся скульптурой еще в 1930-е годы, однако планы художника нарушила Великая Отечественная война. Даже из пребывания на фронте общительный, жизнерадостный, и энергичный Онищенко извлекал пользу, часто делая великолепные карандашные наброски. В эти моменты он просто «отключался» от окружающего мира, целиком уходя в работу. И еще он не расставался с книжечкой стихов любимого им Есенина, многие из которых солдат знал наизусть.
После войны Иван Гаврилович возвращается в Москву к любимому делу. Он занимает и ремонтирует старую мастерскую на Пресне. По иронии судьбы мастерская некогда принадлежала знаменитому скульптору и другу С.А.Есенина Сергею Тимофеевичу Коненкову. Поэт часто гостил в этой мастерской и неоднократно позировал Коненкову. Один из скульптурных портретов поэта, вырезанный из дерева, хранится в Институте мировой литературы им. М.Горького. Другой, вылепленный из гипса, Есенин в порыве страсти лично выбросил с балкона, уверяя, что «Сереже (так он называл свой бюст) очень жарко и душно». Вообще складывается ощущение, что над изваяниями поэта довлеет некий рок. Но об этом позже.
Широкая известность к молодому скульптору Ивану Онищенко пришла в 1956 году, когда у ворот Комсомольского парка Тулы появился памятник командиру легендарного крейсера «Варяг» Всеволоду Федоровичу Рудневу. Командир будто вырастает из носа корабля, зорко глядя вдаль. Возможно, в получении этого заказа сыграл роль отец жены скульптора Елены, уроженец тульской земли художник Николай Степанович Трошин. В создании монумента участвовал архитектор А.Я.Кольцов. Автор расположенного за памятником барельефа с изображением подвига «Варяга» - тульский художник А.И. Пеньков.
Памятник Рудневу наряду с бюстом Мосина работы Веры Мухиной – один из любимых монументов … тульских вандалов. Если у знаменитого оружейника с постамента исчезают легендарные винтовки, то у памятника капитану сначала растаяли бронзовые якорь и цепи, а затем с завидной регулярностью стали испаряться «золотые» буквы фамилии. То ли к памятникам вместо бронзовых винтовок прикрепили настоящие, а буквы, и, правда, покрыли золотом. То ли дело в мундирах царских офицеров, которых нет больше ни у одного тульского памятника. Тем не менее, факт остается фактом: на момент написания этих строк из шести букв фамилии капитана на постаменте нет и половины.
Подлинный успех пришел к Онищенко в 1957 году на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Октября, где Иван Гаврилович выставил мраморный бюст С.А. Есенина, ставший первым скульптурным воплощением образа поэта, получившим широкую известность и признание общественности.
Возвращенное в послевоенные годы имя запрещенного ранее «кабацкого» поэта Сергея Есенина породило целую волну попыток создать художественный портрет народного поэта. Уже первые опыты показали сложность передачи в скульптуре духовного и творческого мира поэта. Многочисленные конкурсы скульпторов однозначных фаворитов не выявляли.
Онищенко нашел необычную и выразительную композицию. Поэт будто вышел из рязанской земли, сложил трепетные руки на груди и замер в раздумье. Критики отмечали верно подмеченный скульптором легкий есенинский поворот головы вправо и живые, полные мысли глаза. Досталось, правда, рту, обвиненному в смертных грехах непохожести и безвольности, однако работа И.Г.Онищенко единогласно признана лучшей из всех ранее выставлявшихся.
С.Т. Коненков работу Онищенко не принял: «Кто это? Что-то непонятно, что это С. Есенин. Как можно так изображать! Я видел своего друга наяву, я лепил его с натуры, я помню все его движения, все черточки его лица».
Зато скульптура одобрили сестры поэта. Александра Александровна: «На мой взгляд … лучше Ивана Гавриловича никто не может передать ту загадочную мягкость, теплоту, искренность Есенина, которая удалась ему». Вторила ей и Екатерина Александровна.
Оценила простоту и образность решения работы И.Г.Онищенко и дочь поэта Татьяна Сергеевна. Во время встречи со скульптором она была тронута еще и его искренней манерой исполнения стихов отца, хотя обычно критиковала даже самых известных чтецов.
Самое удачное изваяние поэта за полвека сменило несколько адресов. После выставки бюст Есенина украсил носящий имя поэта Рязанский драматический театр. Затем, начиная с 1965 года, более сорока лет он встречал гостей музея во дворе родительского дома Есениных в селе Константиново, а в 2007 году переехал в Дом культуры соседнего села Кузьминское. Что дальше?
Поиски скульпторами пластического решения образа Есенина правильнее назвать происками. Со временем монументы всенародно любимому поэту появились в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Спас-Клепиках, Липецке, Орле, Туле... И это было б хорошо, если бы от большинства «Есениных» зрители не отшатывались с коненковским: «Кто это?» Немногие «шедевры» уложились в народное представление о действительно любимом поэте.
Им не узнать меня,
Я им прохожий.
После открытия огромного бронзового памятника у рязанского Кремля, народ не без иронии цитировал есенинское:
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну, только - нет,
не ставьте памятник в Рязани…
В 1961 году Иван Гаврилович Онищенко вновь возвращается на тульскую землю. На главной площади города Богородицка, естественно, носящей имя Владимира Ильича Ленина, торжественно открывают скульптуру Ленина. Вместе с И.Г. Онищенко над памятником работает архитектор Механников.
В советское время, как, впрочем, и в царские времена, создание образов правителей страны доверялось не каждому художнику. Требовался специальное разрешение, выдававшееся только мастерам, зарекомендовавшим себя с профессиональной точки зрения, чаще всего членам профессиональных Союзов художников. Свою роль играли политическая грамотность, верность идеалам коммунизма... В общем, у Онищенко такое разрешение было.
На открытие первого в городе авторского, да еще и бронзового, памятника, как и положено, собрался весь город. Интересно, были ли среди собравшихся члены 3-го Богородицкого съезда волостных Советов, направившие 2 ноября 1918 года Ленину приветствие с выражением глубокой веры, что он поведет трудящихся к новым победам, и с готовностью отдать все силы в борьбе за счастье всех трудящихся и обездоленных?
Ради справедливости отметим, что богородицкий Ленин – не традиционная штамповка, а авторская работа, имеющая свои неповторимый черты. Ильич застыл на высоком гранитном постаменте в момент произнесения пламенной речи. Никакого намека на привычную тяжеловесность или архаичность. Напротив, перед нами вполне живой, даже современный человек. Его устремленная вперед фигура, отвечающая канонам изобразительной ленинианы, выделяется тем не менее из серой массы себе подобных внутренней легкостью и, если хотите, изяществом позы. Правая рука, приподнятая в порывистом жесте, указывает то ли на оставшиеся неведомыми счастливые горизонты коммунизма, то ли на фантастическую перспективу города, замыкаемую парящей над прудом белоснежной усадьбой XVIII века.
В годы повального дефицита богородчане шутили над рукой Ильича, точно указывавшей на популярную торговую точку: «Товагищи! Если в магазинах ничего нет, сходите на Маленький базагчик!» Существовал и вариант, в котором базарчик заменялся расположенным по соседству магазином № 18, известным ассортиментом крепкого алкоголя.
После развала СССР отдельные горячие головы призывали убрать Ильича с центральной площади Богородицка, заменив его А.Т.Болотовым или даже Екатериной II, имя которой носила улица Ленина до революции. Однако по сей день улица Ленина ведет к площади Ленина, где по-прежнему возвышается бронзовый дедушка Ленин.
Известно, что И.Г.Онищенко работал над монументальной скульптурой Ильича для города Ташкента, однако «узбекский» Ленин скульптора остался лишь проектом. Как знать, возможно, этот замысел воплотился в «богородицком» вожде мирового пролетариата?
Сам Иван Гаврилович Онищенко вне зависимости от воплощаемого образа свою задачу скульптора определял так: «Я в первую очередь ищу поэтическое решение. А оно уже определяет эмоциональную звучность образа».
Может, поэтому все «ушедшие в народ» детища мастера и выглядят так живо? Ведь камень и бронза превращаются в человека лишь тогда, когда в груди художника пульсирует живое, трепетное сердце.
Дмитрий Мареев
Литература:
1. Берзинь А. Последние дни Есенина // «Кубань». № 7. 1970.
2. Казаков А. «Я любил Сережу...» // «Ветеран». - 25-31.12.1989.
3. Кузнецова В.Е. «...Чтоб и мое степное пенье Сумело бронзой прозвенеть» http://esenin.ru/skulptura/kuznetsova-v-e--chtob-i-moe-stepn.
4. Николюк В. «Вспоминая Татьяну Сергеевну Есенину и скульптора Ивана Гавриловича Онищенко» // «Народное слово», Ташкент, 07.05.1992.
5. Пискун Е. «Николай Трошин» http://www.modernlib.ru.
6. «В.И. Ленин и Тульский край» / Составитель Н.В. Куприянова. Тула: Приокское книжное издательство, 1981.
Опубликовал(а): Admin, 23.09.2011
Наверх
|