Оглавление
 
Рейтинг@Mail.ru

13 января 1901 года в селе Бучалки Епифанского уезда Тульской губернии родился Владимир Михайлович Голицын. День его рождения, пришедшийся на тогда еще неотмечавшийся Старый новый год, странным образом предопределил его противоречивую судьбу оставаться «бывшим» в условиях новой жизни.

Многие Голицыны сыграли значительную роль в истории государства российского. Надежды возлагались и на Владимира, однако к моменту его вхождения во взрослую жизнь в стране произошли значительные перемены, игнорировать которые было нельзя.

В революционном 1917 году Владимир только-только закончил 5-ю Московскую гимназию. В целях самосохранения семья решила выехать в тихий Богородицк, где доводившиеся им родней графы Бобринские еще жили в собственной усадьбе. Вскоре власть советов докатилась и сюда. Обитателей дворца выселили в город и заставили работать.

С детства любивший рисовать Владимир в 1918 – 1919 гг. поначалу заведует плакатной мастерской в Богородицке, а затем делает Окна РОСТа в Туле. Это уникальная форма массовой агитации времен Гражданской войны представляла собой сатирические плакаты на злобу дня, выпускавшиеся Российским телеграфным агентством (РОСТА). Князь Голицын размножал схематичные двух – трехцветные изображения при помощи трафаретов, после чего плакаты выставлялись в больших окнах опустевших продуктовых магазинов. Фактически Окна РОСТа в доступной форме доносили малограмотному народу политику партии большевиков. Картинки дополняли незатейливые стихи, написанные Владимиром Маяковским, Демьяном Бедным и другими пролетарскими поэтами.

Одна из традиционных тем Окон РОСТа – необходимость обороны молодой республики от врагов – в 1920 году коснулась и Владимира Голицына. Сергей Голицын в своих знаменитых «Записках уцелевшего» вспоминал: «Подошло время брату Владимиру призываться в Красную армию, куда ему идти совсем не хотелось». В это время в Богородицк приехал молодой биолог Зенкевич, искавший художника для биологической экспедиции «в Заполярье, где только еще собирались основывать город Мурманск… Какими путями мой брат Владимир получил метрику, что он родился не в Бучалках, а в Богородицке, - не знаю, так же, как не знаю, откуда он раздобыл справку, что является матросом крейсера «Аскольд» и направляется в распоряжение Зенкевича как художник высокой квалификации». Крейсер «Аскольд» еще во время первой мировой войны отошел к французам и был направлен в Тунис, «потому матрос с «Аскольда» никак не мог в 1920 году оказаться в Богородицке».

На Кольском полуострове Владимир зарисовывает для экспедиции всевозможных морских существ и одновременно для себя карандашом и акварелью - мурманские пейзажи, жанровые сценки и карикатуры на сослуживцев. Именно в этих пейзажах впервые угадывается талант художника. Письма домой он тоже подкрепляет рисунками.

Вернувшийся в Богородицк бывалый моряк Голицын гуляет по Воронежской (Коммунаров) улице, поражая город своей огромной шубой из меха северного оленя и ботинками на ярко-желтой подошве. «Кажется, даже встречные лошади шарахались при виде его», - вспоминал Сергей Голицын.

Морские путешествия и корабли становятся страстью Владимира Голицына. В 1922 году на ледоколе «Малыгин» он отправляется в полярную экспедицию на Новую Землю, где создает серию морских акварелей, портретов участников экспедиции, зарисовок силуэтов кораблей. Позже он участвует в строительстве первого советского научно-исследовательского судна «Персей», служит матросом на шхуне «Друг жизни», ходит в южные Черное и Азовское моря.

В перерывах между путешествиями Владимир работает в московской мастерской П.П. Кончаловского, берет уроки у К.Ф.Юона и П.Д.Корина, посещает вечерние курсы ВХУТЕМАСа, служит в Кустарном музее. В 1925 году на Международной выставке декоративных искусств в Париже Владимир Михайлович Голицын получает Золотую медаль по классу «Искусство и индустрия дерева» за роспись двух деревянных шкатулок в древнерусском стиле. Роспись одной из шкатулок была посвящена его плаванию из Архангельска в Норвегию, другая - Москве двадцатых годов.

В эти же годы В.М. Голицын работает художником-декоратором в Богородицком народном театре, где создает декорации к спектаклям «Вишневый сад», «Ревизор» и другим. Некоторые эскизы хранятся сегодня в фондах Богородицкого Дворца-музея и парка.

Начиная с 1924 года художник иллюстрирует книги. С особым чувством он принимается за близкие ему по духу полные морской романтики, тайн и приключения произведения А. Беляева, А. Грина, А. Конан-Дойля, В. Бианки и Б. Житкова. Тогда же художник изобретает детские настольные игры морской тематики: «Пираты» и «Беглые» (прим. ред.: всего В.Голицин придумал более десятка настольних игр, но не все дошли до нас в более-менее полном виде).

С 1925 года Владимир Михайлович сотрудничает с журналами «Кругосвет», «Пионер», «Знание — сила» и «Всемирный следопыт».

Особо нужно остановиться на иллюстрациях к публиковавшейся во «Всемирном следопыте» популярной серии охотничьих рассказов «Необычайные приключения Боченкина и Хвоща». Их автор Владимир Сергеевич Трубецкой - муж сестры художника, печатался под псевдонимом В. Ветов. Действие рассказов происходило «в уездном городе Б.», в описаниях которого безошибочно угадывался Богородицк и его обитатели.

В 1932 году в №№ 23-24 журнала «Техника - молодежи» Владимир Михайлович публикует фактически первый советский комикс – рассказ без слов «Путешествие звездоплана «ЮНТ» на Луну».

Романтик по духу, В.М.Голицын был профессионалом по сути. Он никогда не приступал к работе без серьезных архивно-исторических изысканий, прекрасно разбирался в тонкостях типографского дела. Обложки его книг и журналов даже в начале ХХI века восхищают своей красочностью. Художник обладал удивительным талантом разработки шрифтов, часто представлявших собой не просто буквы, а самостоятельные рисунки. В ряде случаев его приглашали именно для разработки шрифта, тогда как саму книгу иллюстрировал другой художник.

При всем этом Владимир Михайлович никогда не забывал, что он из рода тех самых Голицыных, и не считал нужным скрывать свое негативное отношение к новой власти. Результат закономерен. В 1925, 1926 и 1933 годах его трижды арестовывали. И все три раза, благодаря друзьям – известным художникам П.Д. Корину, П.П. Кончаловскому и В.А. Ватагину, его отпускали. В 1930 году семью Голицыных вообще высылали из Москвы.

Четвертый арест оказался роковым. По доносу соседей Владимир Михайлович был арестован 23 октября 1941 года во время работы над серией антифашистских плакатов. Голицына осудили «за контрреволюционную деятельность» по печально знаменитой 58 статье Уголовного кодекса РСФСР на 5 лет и отправили в исправительно-трудовую колонию № 5 города Свияжска, что под Казанью.

В каком-то смысле расположенный на острове Свияжск, омываемый со всех сторон водой, казался неисправимому романтику Голицыну кораблем. Даже в заключении художник пытался рисовать. Но колония сделала свое дело. Суровый климат острова и недостаток полноценного питания вызвал у Сергея Михайловича развитие пеллагры, заболевания группы авитаминозов. 6 февраля 1943 года художника не стало. Место его погребения неизвестно.

Таланты в роду Голицыных на этом не перевелись. Наибольшего признания добился родившийся в 1933 году в семье сестры художника его тезка Владимир. Дядя стал первым учителем племянника, рано проявившего склонность к рисованию. «Я много рисовал, а он приговаривал: «Рисуй больше — художником станешь...», - вспоминает Владимир Валерьевич Перцов. Возможно, именно в нем воплотились несбывшиеся мечтания В.М. Голицына. Начав с иллюстраций к трем книгам дяди, объединенных темой защиты Руси от иноземных захватчиков, Владимир Валерьевич превратился в, пожалуй, самого блистательного и титулованного в России иллюстратора детских книг.

Именно его рисунки разглядывали миллионы советских детей в своих первых книжках: «Тараканище» и «Федорино горе» Корнея Чуковского, «Конек-Горбунок» Петра Ершова и «Городок в табакерке» Владимира Одоевского, в сказках и поэмах А.С. Пушкина, русских народных былинах. Работая над циклом «На поле Куликовом», Владимир Валерьевич детально изучал исторический материал, приезжал в Тульскую область на место битвы, долго бродил по лесам и полям, по берегу реки Непрядвы, по окрестным деревням. Всего художник проиллюстрировал более 100 книг.

Профессиональными художниками стали младший сын Владимира Михайловича Илларион, внуки Сергей, Иван и Екатерина. В середине 1980-х на западной стене Свияжского Успенского монастыря, где располагалась ИТК-5, установлена мемориальная доска в память художника, моряка, князя и неисправимого романтика Владимира Михайловича Голицина.

В 2005 году в Богородицком Дворце-музее состоялась выставка художественного наследия рода Голицыных. Приезжавшие на ее открытие дети и внуки художника посетили и библиотеку искусств, где с тех пор как одна из реликвий хранится книга о Владимире Голицыне с автографами его потомков. Род продолжается.

Дмитрий Мареев
Литература:
1. С. Голицын «Записки уцелевшего» // www.ModernLib.ru
2. В. Соколовский «Семья Голицыных в искусстве». «Искусство» № 12, 2002.
3. Т. Мамаева «Художник Голицын, надеть ордена!» // «Время и Деньги», № 108 (2318) от 20.06.2006.
4. Е. Кончин «Владимир Перцов: «Не рисовать – это трагедия» // «Культура» №24 (7432) от 23.06.2004г.

Опубликовал(а): Admin, 22.09.2011
Наверх