Приятно в московской толчее неожиданно выцепить взглядом родное, богородицкое лицо, обнаружить себя радостным: «Привет!», - и, посетовав на превратности судьбы, позволяющей встретить друга из соседнего дома лишь в столице, продолжить бег. И мало кто в этом вечном беге успевает заметить земляков, больше семидесяти лет назад обосновавшихся в самом центре московского метро. Родились они, правда, в столице. Но отец у них – наш, богородицкий.
Алексей Андреевич Дивин родился 8 марта 1912 года в уездном городке Богородицке Тульской губернии. Еще ребенком Алексей обнаружил художественные способности, развивать которые начал его учитель, легендарный Богородицкий художник довоенной поры Константин Михайлович Юрьев (1895 - 1950).
В 1933 году Алексей Дивин поступает во Всероссийскую Академию Художеств в класс знаменитого советского скульптора Матвея Генриховича Манизера (1891 – 1966), прославившегося многочисленными памятниками российским и советским деятелям в духе академической традиции ХIХ века, после войны почти двадцать лет занимавшего пост вице-президента Академии Художеств СССР. И именно с именем М.Г.Манизера связаны самые известные работы А.А. Дивина.
В середине 1930-х годов Матвей Генрихович получает заказ на создание галереи образов революции и «нового мира» для строящейся станции Московского метрополитена «Площадь Революции». Художественное решение станции должно было соответствовать ее почетному имени и готовить людей к … восприятию «важнейшего из искусств». Напомню молодым, что, по выражению В.И.Ленина, «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Предполагалось, что северный вестибюль подземки будет выходить в огромное фойе Большого Академического кинотеатра СССР, который планировали соорудить в четырех нижних этажах гостиницы «Москва».
Архитектору Алексею Душкину пришлось во многом уступить Матвею Манизеру, решившему сделать из интерьера станции прежде всего обрамление для восьмидесяти полноценных бронзовых скульптур, представляющих историю СССР от революционных крестьян, рабочих и матросов до счастливых детей новой эпохи.
Естественно, что создать такое количество монументов в ограниченные сроки одному человеку не под силу, и Манизер привлек к работе всю свою мастерскую: Г.Ф. Ветютнева, М.А. Владимирскую, А.И. Денисова, Л.К. Жданова, И.П. Иванова, А.А. Пликайса, В.А. Пузеревского, Е.Г. Фалько и, конечно же, А.А. Дивина.
Задачу немного облегчало то, что каждый скульптурный образ повторялась четырежды. Это, кстати, помогло в 1944 году, когда вернувшихся из эвакуации в Среднюю Азию жильцов «Площади Революции», попавших под артобстрел, пришлось восстанавливать по разрозненным головам, туловищам, рукам, оружию и другим деталям.
Алексею Дивину в этой революционной галерее принадлежат скульптуры двух матросов: революционного с наганом и сигнальщика с линкора «Марат». По стечению обстоятельств из всех скульптур, созданных классом Манизера для «Площади Революции», именно у прототипов этих матросов сложились интересные судьбы.
Курсант Ленинградского высшего военно–морского училища имени М.В.Фрунзе Алексей Никитенко, позировавший А.А. Дивину для образа революционного матроса, впоследствии за бои с Японией получил звание Героя Советского Союза.
Прототипом матроса–сигнальщика стал курсант Олимпий Рудаков. В 1953 году в чине капитана 1 ранга он присутствовал на коронации королевы Великобритании Елизаветы II, и даже танцевал с ней вальс.
Однако и матросы А.А.Дивина, и все фигуры, за исключением детских, для того, чтобы уместиться в ограниченный сводом арки объём, вылеплены либо припавшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. Одни шутили: «После революции весь народ или сидит, или стоит на коленях», другие угрожали художникам расправой за оскорбление облика советского человека. По легенде ситуацию разрядил сам Сталин, воскликнувший 13 марта 1938 года во время приемки станции: «Как живые!» Станция открылась, а ее авторы удостоились премии.
Собственно, эта работа стала звездным часом и Алексея Дивина, и многих его однокашников. О дальнейшем творческом пути скульптора известно не многое. В 1938 году защитил дипломную работу - скульптуру В.И. Ленина с оценкой «хорошо». Накануне Великой Отечественной войны участвовал в нескольких всесоюзных конкурсах проектов памятников Низами в Баку (1940), Навои в Танкенте (1940), Валерию Чкалову в Москве (1941). После окончания Академии Художеств остался в Alma mater, где долгие годы преподавал скульптуру начинающим мастерам. Скончался в 1980 году.
Шло время. В 1947 году в связи со строительство второго выхода на «Площадь Революции» демонтировали 4 скульптуры и барельеф Сталина с Конституцией СССР в руке. Революционное значение созданных в классической манере фигур давно забылось. Теперь они - главное украшение одной из самых эффектных станций Московского метро и персонажи городских легенд.
Самая курьезная родилась в 1940-е годы. Скульптуры восстановленной станции настолько поразили воображение измученных военным лихолетьем горожан, что поползли слухи о залитых металлом немецких военнопленных.
Самая популярная легенда студенческая. Считается, что для успешной сдачи экзамена нужно потереть нос бронзового пса у «Пограничника с собакой». В результате у всех собак до блеска натерта половина морды.
Среди народных любимчиков и работы А.А. Дивина. Если с самого утра прикоснуться к флажку, который держит матрос, день сложится очень удачно. Видимо, это поверье связано с морской приметой: день пройдет так же, как поднимут флаг на судне. Запутавшись в моряках, народ перенес это же поверье и на наган в руках революционного матроса. Кстати, этот наган кто-то постоянно ворует…
И ни при каких обстоятельствах нельзя трогать петуха у бронзовой птичницы, особенно за клюв, ибо с нарушителем запрета случится страшное.
Ежедневно почти 33 тысячи человек спускается на 33 метра под землю, чтобы пройти мимо бронзовых жильцов «Площади Революции». Будете в столице, не сочтите за труд, передайте привет нашим землякам - дивинским матросам. Может они увенчают ваш вечный бег удачей? Ведь приметы на ровном месте не появляются.
Дмитрий Мареев
Литература:
1. «Богородицк». Тула, 2002.
Опубликовал(а): Admin, 20.09.2011
Наверх
|