По старой дороге (окончание)
- Автор
- Сообщение
-
Не в сети
- Старейшина форума
- Сообщения: 2240
- Зарегистрирован: Сб июн 16, 2007 12:03 pm
- Откуда: Москва
По старой дороге (окончание)
Обсуждение статьи: "По старой дороге (окончание)".
-
Не в сети
- Старейшина форума
- Сообщения: 3592
- Зарегистрирован: Сб окт 02, 2010 8:37 pm
- Откуда: Москва
BON!
Как всегда блистательно и познавательно!
Попробую немного дополнить.
Тот асфальт за Вязовкой по старо-смоленской был положен в конце 80-х.
Коммунисты собирались построить новый молочный завод...
Начали с дороги.
Спасибо, Бон.
Как всегда блистательно и познавательно!
Попробую немного дополнить.
Тот асфальт за Вязовкой по старо-смоленской был положен в конце 80-х.
Коммунисты собирались построить новый молочный завод...
Начали с дороги.
Спасибо, Бон.
_________________
Нет никаких "государственных денег", есть только деньги налогоплательщиков.
Маргарет Тетчер
Нет никаких "государственных денег", есть только деньги налогоплательщиков.
Маргарет Тетчер
-
Не в сети
- Старейшина форума
- Сообщения: 2240
- Зарегистрирован: Сб июн 16, 2007 12:03 pm
- Откуда: Москва
НТВ, спасибо за дополнение.
Нужно будет сделать еще один репортаж про «старосмоленскую», чтобы рассказать о ее следах в Богородицком районе (можно заодно и Воловский охватить, там тоже много интересного). Все-таки от нее остался не только вымощенный отрезок до Товарково (а он и был вымощен только до Товарково), но и грунтовые участки старой дороги за 50 лет никуда не пропали. Одни стали частями современных трасс и скрылись под асфальтом, другие продолжают существовать в виде проселков местного значения. Перепахана бывшая дорога лишь на небольших промежутках.
К примеру, вот так выглядит участок большака за Кузовкой. Сейчас он заканчивается тупиком, поскольку после переноса дороги ликвидировали ж/д переезд и заблокировали проезд на Красный Холм.
Нужно будет сделать еще один репортаж про «старосмоленскую», чтобы рассказать о ее следах в Богородицком районе (можно заодно и Воловский охватить, там тоже много интересного). Все-таки от нее остался не только вымощенный отрезок до Товарково (а он и был вымощен только до Товарково), но и грунтовые участки старой дороги за 50 лет никуда не пропали. Одни стали частями современных трасс и скрылись под асфальтом, другие продолжают существовать в виде проселков местного значения. Перепахана бывшая дорога лишь на небольших промежутках.
К примеру, вот так выглядит участок большака за Кузовкой. Сейчас он заканчивается тупиком, поскольку после переноса дороги ликвидировали ж/д переезд и заблокировали проезд на Красный Холм.
-
Не в сети
- Бывалый
- Сообщения: 191
- Зарегистрирован: Пн ноя 05, 2007 5:22 am
- Откуда: Якутия,Мирный
-
Не в сети
- Ветеран форума
- Сообщения: 770
- Зарегистрирован: Пт дек 07, 2007 11:41 pm
Виталий, вот тут на второй фотографии "С востока примыкает странная грунтовка..." это, наверное, и есть остатки дороги к динамитному складу. Где-то там он и находился - воспоминания из детства, правда я его видел только со стороны Жданковского посёлка
-
Не в сети
- Старейшина форума
- Сообщения: 2240
- Зарегистрирован: Сб июн 16, 2007 12:03 pm
- Откуда: Москва
Продолжение статьи 2007 года, за считанные часы до наступления 2015-го.
Давно пора вернуться на ту самую дорогу, которая известна как “Старосмоленская” и которая не имеет к Смоленску никакого отношения. До сих пор неизвестно, кто дал дороге это прозвище и почему оно к ней так прилепилось. Во второй части рассказа поедем по старому большаку к южной границе района. Для этого перенесемся за Вязовку - на место, откуда началось путешествие семилетней давности и выдвинемся с той точки в направлении села Товарково. Фото ноября 2014 г.
Вид в сторону города.
На первом снимке из репортажа 2007 года видна идеально сохранившаяся кладка. Теперь ее состояние и плохим не назвать. Дорога за семь лет местами сдала очень сильно. Камни смещаются, крошатся, уходят в землю и уносят с собой историю. Булыжники на используемых отрезках вовсю затягиваются грязью, а на неиспользуемых давно заросли травой.
Этот участок дороги находится в низине и был разбит из-за скапливающейся воды. Кладка сильно повреждена.
Едем дальше.
Это же место в 2010 году, вид в сторону города.
Еще лужа прямо по курсу.
Мощеная дорога уходит в траву и в этой траве находит свое спасение. Когда археологи будущего откопают этот участок, он будет в неплохом состоянии. Этого нельзя сказать о промежутке, по которому мы только что проехали. Подробно осмотреть дорогу от Вязовки до сюда можно на панорамной съемке Гугла. А мы выезжаем на отрезок, который Гугл не осилил.
Здесь уже давно не ездят. Большак можно опознать лишь по едва заметной насыпи.
Его функции полностью взяла на себя накатанная параллельно грунтовка. Выбор очевиден: хотя камни и хорошее средство против слякоти, но по ним ни в какую погоду не разгонишься. А в грязь сюда никто и не будет соваться без необходимости. Когда-то дорога была единственной, теперь же от города до Товарково можно домчать по двум асфальтовым объездам.
Пересечение неиспользуемого участка большака с дорогой на Васильевку (прямо).
Впереди Товарково. Заросшая булыжная дорога по-прежнему распознается лишь по насыпи. Всё движение – по грунтовке рядом.
Вид на дорогу и товарковскую слободу, сохранившую название Большак. В низине течет ручей. За ним железнодорожный переезд, существующий на этом месте уже 140 лет. За переездом - пересечение с трассой на Товарковский поселок и Куркино. И совсем вдалеке газовая подстанция, расположенная сразу за селом.
На спуске к ручью видим старинные камни “Старосмоленской”.
Оставшаяся от моста через ручей насыпь. Здесь очень проблемное место, часто страдающее во время паводка.
Бывший мост весной 2011 года.
Переезд. Вид в сторону города. Грунтовой дублер закончился и мы вновь на исторической дороге с “оружием пролетариата” под колесами.
Пересечение с автотрассой. Во времена существования большака здесь можно было свернуть только налево. Поворот направо пристроили в начале 1960-х годов после прокладки М4.
Дорога проходит через Товарково. Вид в сторону Богородицка.
В сторону Кузовки.
На месте, где теперь находится газовая подстанция, мощение заканчивалось. Дальше дорога была грунтовой и на десяток километров вперед не оставила о себе прямых напоминаний.
Эта грунтовка начинается от подстанции и выводит на М4 к повороту на Ломовку. Она идет так же, как шел большак. Пожалуй, самая известная грунтовка района: в 2005 году это был неофициальный объезд провала на куркинской трассе. Кто не пользовался шоссе через Павловку, ездили тогда именно здесь.
Южнее поворота на Ломовку начинается участок современной “бесплатной” М4, унаследовавший направление своего предка. Кому хватит сил, терпения и безлимитного скоростного интернета, те могут “проехать” по нему с помощью Гугла, начиная с точки разветвления бывшей и нынешней дорог. Продолжается участок до Кузовки включительно.
А при выезде из Кузовки от трассы отходит ничем не примечательный проселок. От села он идет в прямом направлении, тогда как М4 делает довольно крутой поворот. Это и есть бывшая воронежская дорога. Для обзора данного места тут тоже ничего не придумаешь лучше гуглопанорамы. Если сдвинуть фото левее, можно увидеть следы насыпи вдоль посадки: скорее всего, она осталась от большака.
https://goo.gl/maps/cKx2S
Дорога уходит в поле. Вдоль нее - старомодные бетонные пасынки столбов телеграфной линии. Фото весны 2014 г.
Вид на Кузовку. Чтобы представить, как в прошлом проходил большак, просто проведите прямую к видимой на фото синей фуре.
Когда-то здесь можно было проехать на весь юг страны. Ныне – всего лишь попасть на другой конец поля.
Вновь предстоит пересекать железную дорогу. Впереди деревья, это посаженная вдоль путей лесополоса. Правее столба видна брешь. Нам как раз туда.
Еще старый пасынок. Крупным планом.
За много лет “народная тропа” заросла, но не совсем. Изредка продолжает использоваться для обслуживания железной дороги. Она выведет нас к бывшему переезду.
От самого переезда не осталось и следа. Ж/д насыпь в ходе проведенных за полвека ремонтов заметно поднялась.
С другой стороны ж/д – симметричная дыра в посадке.
Взгляд назад, на место переезда.
Поле, за которым проходит граница Богородицкого и Воловского районов. Отсюда в прошлом мы бы увидели уходящую вдаль дорогу. Она пересекала поле и выходила к деревне Красный Холм. Застройка этой вытянутой с севера на юг деревни велась вдоль большака, сейчас в пределах Красного Холма он заасфальтирован.
Сразу за переездом направо отходила дорога на Алексеевку и дальше на Волово. Этот проселок туда уже не ведет, но его ближайшая к переезду часть, возможно, еще помнит те времена.
Давно пора вернуться на ту самую дорогу, которая известна как “Старосмоленская” и которая не имеет к Смоленску никакого отношения. До сих пор неизвестно, кто дал дороге это прозвище и почему оно к ней так прилепилось. Во второй части рассказа поедем по старому большаку к южной границе района. Для этого перенесемся за Вязовку - на место, откуда началось путешествие семилетней давности и выдвинемся с той точки в направлении села Товарково. Фото ноября 2014 г.
Вид в сторону города.
На первом снимке из репортажа 2007 года видна идеально сохранившаяся кладка. Теперь ее состояние и плохим не назвать. Дорога за семь лет местами сдала очень сильно. Камни смещаются, крошатся, уходят в землю и уносят с собой историю. Булыжники на используемых отрезках вовсю затягиваются грязью, а на неиспользуемых давно заросли травой.
Этот участок дороги находится в низине и был разбит из-за скапливающейся воды. Кладка сильно повреждена.
Едем дальше.
Это же место в 2010 году, вид в сторону города.
Еще лужа прямо по курсу.
Мощеная дорога уходит в траву и в этой траве находит свое спасение. Когда археологи будущего откопают этот участок, он будет в неплохом состоянии. Этого нельзя сказать о промежутке, по которому мы только что проехали. Подробно осмотреть дорогу от Вязовки до сюда можно на панорамной съемке Гугла. А мы выезжаем на отрезок, который Гугл не осилил.
Здесь уже давно не ездят. Большак можно опознать лишь по едва заметной насыпи.
Его функции полностью взяла на себя накатанная параллельно грунтовка. Выбор очевиден: хотя камни и хорошее средство против слякоти, но по ним ни в какую погоду не разгонишься. А в грязь сюда никто и не будет соваться без необходимости. Когда-то дорога была единственной, теперь же от города до Товарково можно домчать по двум асфальтовым объездам.
Пересечение неиспользуемого участка большака с дорогой на Васильевку (прямо).
Впереди Товарково. Заросшая булыжная дорога по-прежнему распознается лишь по насыпи. Всё движение – по грунтовке рядом.
Вид на дорогу и товарковскую слободу, сохранившую название Большак. В низине течет ручей. За ним железнодорожный переезд, существующий на этом месте уже 140 лет. За переездом - пересечение с трассой на Товарковский поселок и Куркино. И совсем вдалеке газовая подстанция, расположенная сразу за селом.
На спуске к ручью видим старинные камни “Старосмоленской”.
Оставшаяся от моста через ручей насыпь. Здесь очень проблемное место, часто страдающее во время паводка.
Бывший мост весной 2011 года.
Переезд. Вид в сторону города. Грунтовой дублер закончился и мы вновь на исторической дороге с “оружием пролетариата” под колесами.
Пересечение с автотрассой. Во времена существования большака здесь можно было свернуть только налево. Поворот направо пристроили в начале 1960-х годов после прокладки М4.
Дорога проходит через Товарково. Вид в сторону Богородицка.
В сторону Кузовки.
На месте, где теперь находится газовая подстанция, мощение заканчивалось. Дальше дорога была грунтовой и на десяток километров вперед не оставила о себе прямых напоминаний.
Эта грунтовка начинается от подстанции и выводит на М4 к повороту на Ломовку. Она идет так же, как шел большак. Пожалуй, самая известная грунтовка района: в 2005 году это был неофициальный объезд провала на куркинской трассе. Кто не пользовался шоссе через Павловку, ездили тогда именно здесь.
Южнее поворота на Ломовку начинается участок современной “бесплатной” М4, унаследовавший направление своего предка. Кому хватит сил, терпения и безлимитного скоростного интернета, те могут “проехать” по нему с помощью Гугла, начиная с точки разветвления бывшей и нынешней дорог. Продолжается участок до Кузовки включительно.
А при выезде из Кузовки от трассы отходит ничем не примечательный проселок. От села он идет в прямом направлении, тогда как М4 делает довольно крутой поворот. Это и есть бывшая воронежская дорога. Для обзора данного места тут тоже ничего не придумаешь лучше гуглопанорамы. Если сдвинуть фото левее, можно увидеть следы насыпи вдоль посадки: скорее всего, она осталась от большака.
https://goo.gl/maps/cKx2S
Дорога уходит в поле. Вдоль нее - старомодные бетонные пасынки столбов телеграфной линии. Фото весны 2014 г.
Вид на Кузовку. Чтобы представить, как в прошлом проходил большак, просто проведите прямую к видимой на фото синей фуре.
Когда-то здесь можно было проехать на весь юг страны. Ныне – всего лишь попасть на другой конец поля.
Вновь предстоит пересекать железную дорогу. Впереди деревья, это посаженная вдоль путей лесополоса. Правее столба видна брешь. Нам как раз туда.
Еще старый пасынок. Крупным планом.
За много лет “народная тропа” заросла, но не совсем. Изредка продолжает использоваться для обслуживания железной дороги. Она выведет нас к бывшему переезду.
От самого переезда не осталось и следа. Ж/д насыпь в ходе проведенных за полвека ремонтов заметно поднялась.
С другой стороны ж/д – симметричная дыра в посадке.
Взгляд назад, на место переезда.
Поле, за которым проходит граница Богородицкого и Воловского районов. Отсюда в прошлом мы бы увидели уходящую вдаль дорогу. Она пересекала поле и выходила к деревне Красный Холм. Застройка этой вытянутой с севера на юг деревни велась вдоль большака, сейчас в пределах Красного Холма он заасфальтирован.
Сразу за переездом направо отходила дорога на Алексеевку и дальше на Волово. Этот проселок туда уже не ведет, но его ближайшая к переезду часть, возможно, еще помнит те времена.
-
Не в сети
- Бывалый
- Сообщения: 191
- Зарегистрирован: Пн ноя 05, 2007 5:22 am
- Откуда: Якутия,Мирный
-
Не в сети
- Старейшина форума
- Сообщения: 7582
- Зарегистрирован: Сб мар 11, 2006 12:31 am