Хороший дизайн спасет мир.

интересные фотографии, статьи, факты, новости и т.п.
Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Почти ветеран
Сообщения: 696
Зарегистрирован: Чт фев 03, 2011 9:25 am

Хороший дизайн спасет мир.

Сообщение progorod » Вс мар 10, 2013 1:00 pm

Межгосударственный авиационный комитет опубликовал на своем сайте отчет расследования катастрофы самолета Як-42. В результате катастрофы погибли члены хоккейной команды «Локомотив» — все мы слышали об этой страшной трагедии.

Вот что пишут в этом отчете:

1.1.45 Подготовка и выполнение полетов на самолете Як-42 как КВС, так и второго пилота, были непланомерными, с большими перерывами для полетов на самолете Як-40. Налет обоих пилотов на самолете Як-40 в разы превышал налет на самолете Як-42. Учитывая изложенное, Техническая комиссия считает, что у обоих пилотов имел место негативный перенос навыков, полученных при пилотировании и управлении самолетом Як-40, на самолет Як-42, что способствовало ошибочным действиям экипажа в аварийном полете.

Изображение

1.1.46 Действующее на настоящий момент методическое пособие «Методика выполнения полета на самолете Як-40″ предписывает, что: «При разбеге командир ВС держит ноги на тормозных педалях для улучшения характеристик прекращенного взлета в случае отказа авиационной техники или появления препятствий на ВПП».

1.1.47 В методических материалах по подготовке летного состава на самолет Як-42 отсутствуют рекомендации экипажу по положению ног на педалях на различных этапах полета.

1.1.48 Конструкция педалей на Як-40 — раздельные педали путевого управления и тормозные площадки, отличается от конструкции педалей на Як-42 — совмещенный педальный узел с тормозными площадками в верхней части педалей, конструкция которого аналогична конструкции данного узла на большинстве современных самолетов как отечественного, так и западного производства. На Як-40 предусмотрено два вида педалей: «нормальные» и «чашечные». При использовании «чашечных» педалей каблуки обуви пилота лежат на специальных обхватах – «чашках», и поэтому на режимах руления и взлета положение ступней ног одно и то же. На самолете Як-42 положение ног на режиме руления (каблуки на педалях) и режиме взлета (каблуки на полу) отличается. По имеющейся от авиакомпании информации, два самолета Як-40 из трех, на которых выполняли полеты данные пилоты, оборудованы «чашечными» педалями. В аварийном полете у членов экипажа имел место негативный перенос навыков пилотирования в части положения ног на педалях в процессе разбега.

Другими словами, случилось следующее. Летчики, управлявшие разбившимся Як-42, большую часть своей профессиональной жизни летали на Як-40, а на Як-42 пересели достаточно недавно. У привычного им Як-40 педали путевого управления и тормозные площадки разделены. По сути, у летчика под ногами есть четыре педали. У достаточно нового для них Як-42 педали руления и торможения объединены в единый блок. Таким образом, один из летчиков, согласно годами выработанной привычке, поставил ноги на педали. Вместо того, чтобы удерживать путь при взлете, летчик тормозил, тормозил до последнего.

Все это мне напомнило случай с рейсом 965 авиакомпании American Airlines.

Изображение

Рейс вылетел в декабре 1995 года из Майями в колумбийский Кали. Система управления самолетом Boeing-757 в процессе подлета потребовала ввода имени радиомаяка — это было стандартной процедурой для всех самолетов данного типа. Имя радиомаяка выбирается из длинного списка всех маяков мира, уже внесенных в память компьютера. Летчик, желая ввести имя маяка «ROZO», нажал на букву R, и выбрал маяк, широта и долгота которого показались ему правильными. Однако, сам того не зная, вместо маяка «ROZO» он выбрал маяк «ROMEO», расположенный в 210 километрах к северо-востоку. Полетный компьютер выдал рекомендации по корректировке курса, и пилоты, разумеется, выполнили их. Спустя несколько минут самолет врезался в гранитный пик на высоте трех километров. В результате катастрофы погибли 172 пассажира и 8 членов экипажа, четверым пассажирам чудом удалось выжить.

И в случае с гибелью Як-42, и в случае с гибелью рейса 965, причиной катастрофы был назван человеческий фактор.

Постойте, какой же это человеческий фактор? На мой взгляд, в обоих случаях причиной крушения является самая настоящая дизайнерская ошибка.

Почему конструкторы самолета и эксперты по эргономике допустили ситуацию, когда пилот мог затормозить во время взлета? Почему изменили конструкцию педального узла, присвоив ему, по сути, диаметрально противоположное действие? Причем в пункте 1.1.47 содержится удивительная фраза про то, что у пилотов даже не было никаких рекомендаций по правильному использованию педального узла. Сюрпррииииз!

Про рейс 965 я вообще молчу — это похоже скорее на типичную интерфейсную ошибку, которую все мы допускаем едва ли не ежедневно. Причем тут пилоты, совершенно непонятно. История с 965-м мне прямо до состояния дежа-вю напомнила рассказ Юрия Нестеренко. Вот небольшой отрывок из него:

Самолет, стремительно набирая скорость, помчался по полосе и скоро был уже в воздухе. «Сейчас Winwars 2002 произведет инсталляцию вашего боезапаса на выбранную цель, — сообщила система. — Выбранная цель: иракский ядерный центр». Фолкон ради интереса кликнул по кнопке «изменить» и увидел длинный список, в котором среди прочих объектов по всему миру фигурировали Белый дом и база, с которой он только что вылетел. Фолкон поспешно нажал «Отмена».

Хороший дизайн спасет мир. А плохой дизайн убивал, убивает и будет убивать.

источник: ctrl-c-writer.ru

Не в сети
Аватара пользователя
Старейшина форума
Сообщения: 7478
Зарегистрирован: Сб мар 11, 2006 12:31 am

Сообщение Bars » Вс мар 10, 2013 1:28 pm

В спорных ситуациях все ошибки списываются на мертвых... Те ведь не возразят, а молчание - знак согласия.

Не в сети
Почти ветеран
Сообщения: 696
Зарегистрирован: Чт фев 03, 2011 9:25 am

Сообщение progorod » Вс мар 10, 2013 1:34 pm

Bars, да, но подобные случаи встречаются очень часто - спутала педаль тормоза или газа, вполне допускаю что бывает нужно ехать задним ходом 40 км час, но вряд ли сложно при сегодняшних технологиях сделать скажем разгон очень плавным - это и даст время водителю среагировать и увидеть, что он движется вперед.

Опять же проблема открытия дверей- когда не понятно тянуть на себя или толкать, и "костыли" в виде надписей - К СЕБЕ или ОТ СЕБЯ.

На компании производящие самолеты или другие механизмы могут воздействовать только экономические санкции и смерть людей лишь гирька на чаше весов - если она обходится дешевле изменений в конструкции - то легче заплатить за похороны и дать 10 000 евро, а менять конструкцию самолета или автомобиля не так дешево.

Лишний раз убеждаюсь, что компании гиганты (впрочем и маленькие конторки) интересует лишь прибыль, а не качество предоставляемых услуг, куда входит и безопасность.
Ответить

Вернуться в «Это интересно...»