|
Ученый, патриот, гражданин
И. Киселев
Андрей Тимофеевич Болотов (1738 - 1833 годы) принадлежит к славной когорте выдающихся учёных, берущих начало у гения науки М.В.Ломоносова. Болотов прожил долгую жизнь, насыщенную творческими исканиями, разносторонними исследованиями природы, многими работами, направленными на коренное улучшение сельского хозяйства, на просвещение народа.
Его научно-литературная и практическая деятельность относится ко второй половине XVIII и первой четверти XIX века. Она отвечала общественно-экономическим потребностям России. Страна получила скачок роста в Петровскую эпоху, и во второй половине XVIII века феодальное хозяйство в ней достигает максимального развития. Зарождаются элементы буржуазной экономики. Растут города, мануфактуры, расширяется внешняя торговля, развиваются наука, культура. К сельскому хозяйству предъявляются новые требования как к поставщику продуктов питания и сырья для промышленности. В этих условиях и формировался Болотов как выдающийся естествоиспытатель и практик-агроном.
Оставаясь во взглядах помещиком-крепостником и веря в незыблемость своего класса, он в то же время всю силу своего большого ума обратил на разработку тех вопросов, которые отвечали экономическим потребностям страны.
Более полувека посвятил он сельскохозяйственной теории и практике. И достиг многого, о чём мы уже писали. Каково мировоззрение Болотова? В философском увлечении он признается: "...Что такое мы? Откуда и от чего взялись? Где, в каких обстоятельствах и зачем живём и что с нами впредь будет? Человек, никогда о том, не помышляющий и помышлять никогда не хотящий, почти не достоин того, чтобы он носил на себе сие имя".
Среди ряда серьёзных и объективных (а были и разные) исследователей его творчества расхождения в главном вопросе: допускал ли Болотов в природе творца? Ведущий в нашей стране болотовед А.П.Бердышев и учёный И.М.Поляков в своей статье к книге А.Т.Болотова "Избранные сочинения по агрономии, плодоводству, лесоводству, ботанике", изданной в Москве в 1952 году, пишут, "что Болотов в своих естественнонаучных исследованиях был стихийным материалистом, возвысившимся и до сознательной формулировки некоторых материалистических принципов познания природы". Далее они указывают, что редкое упоминание о творце религиозного Болотова ничего не значит, так как в XVIII веке это характерный приём. А.Гулыга в своей вступительной статье к книге А.Т.Болотова "Жизнь", вышедшей в 1986 году, утверждает, что Болотов признавал творца природы и приводит пример (я умышленно опускаю философскую терминологию).
Спорам оппонентам не будет конца, так как в творчестве учёного по данному вопросу тоже есть противоречия. Я приведу два примера из творчества ученого на суд читателей.
В статье "Об улучшении лугов" Болотов пишет: "Она (природа) произведя их (растения) с преудивительною разностью в устроении, расположении, в росте, в нежности и грубости, в долготе и не долготе дления и в тысячи других вещах, показала всем особые места, где им рость, и предписала, как им тут и как в иных местах плодиться и размножаться, куда они по случаю ежели перенесены будут". (Здесь учёный говорит о явлениях природы в диалектическом развитии). Совсем противоположное пишет он в "Детской философии", которая писалась для повышения образования жены и воспитания детей. "Когда говориться: это и это натура (природа) произвела, что не иное, что значит, как та вещь Богом уже так сделана; и для того не надобно никогда натуру почитать Богом. Натура сама собою ничего произвести не может, потому что она сама ничего, как порядок установленный Богом; а порядок может ли что-нибудь сам собою сделать?" В этом суждении Болотов - деист (деус - бог), допускавший существование бога лишь как первопричины мира и отрицавший существование бога как личности.
В молодости Болотов зачитывался произведениями немецких просветителей-идеалистов И.Г.Зульцера и Х.А.Крузия. Они оставили определенный след в его мировоззрении. Абсолютное же большинство естественнонаучных исследований (кроме философско-этнических произведений) базируются на материалистических основах, пусть стихийно, интуитивно нащупанных, и не выходит за рамки материализма той эпохи.
Знание иностранных языков позволяло учёному знакомиться и переводить на русский язык лучшие работы. Но он предупреждал соотечественников, что слепо переносить опыт европейцев на наши поля, без учёта почвенно-климатических особенностей страны, нельзя. Это может повредить делу. Он убеждал, что не всё иностранное лучше нашего и что во многих науках наша страна идёт уже впереди. Сам учёный в ряде вопросов естественных наук опередил иностранцев на многие десятки лет.
"Мы русские, в отношении сельского хозяйства находимся ныне в таком состоянии, - писал он, - что во многих вещах не только не уступаем нимало народам иностранным, но с некоторыми в иных вещах можем спорить о преимуществах".
Болотов родился 7 октября по старому, 18 - по новому стилю 1738 года в деревне Дворяниново Алексинского уезда (теперь Заокского района) Тульской губернии в исконно русской, старинной, родовитой, но обедневшей помещечьей семье. Правда, в своих мемуарах Болотов запутанно пишет, "что первые наши предки были татары", принявшие "святое крещение". Не опираясь в своих сообщениях на документы, а на якобы устное родовое придание, он в то же время сомневается в правильности своих выводов и добавляет "всего я подлинно не знаю", "правда ли всё сие или нет, в этом не ручаюсь". Если бы Андрей Тимофеевич знал, сколько этими фразами он принесёт работы многим исследователям, биографам его для установления истинного положения, он, наверное, никогда бы этого не писал.
А вот, что сообщается о Болотовых в Энциклопедическом словаре Брокгауза, изданном в XIX веке: "Болотовы. Фамилий этого имени в России несколько. Из них 3 принадлежат к древнему дворянству. Первая из них ведёт своё начало от Романа Болотова, жившего в начале XVI столетия. Болотовы в XVII столетии служили в стряпчих, дворянах московских и военной службе. Пять Болотовых значится в числе владельцев населённых имений в 1699 году. К этой фамилии принадлежит автор известных "Записок" Андрей Тимофеевич Болотов. Герб их помещён в пятой части Гербовника, N 89". Но и здесь не всё ясно.
Я тогда обратился за разъяснениями в справочно-библиографический отдел областной библиотеки, работники которого, по данному вопросу уже имели связь с Центральной (в Москве) библиотекой имени В.И.Ленина. Оттуда сообщили, что предположение Болотова о своём происхождении не подтвердилось исследования-ми документов. Он происходит из русского рода. Род Болотовых корнями уходит в период царствования Ивана Грозного. За ратные подвиги с врагами отечества два брата получили наделы на Приокских землях. Один из них поставил дом на Гнилом болоте, окруженном вековым лесом. Здесь выросла деревня Болотово. В двух километрах от неё на высоком берегу реки Скниги обосновался другой родственник, тоже построивший дом. Деревня росла, поднимались крестьянские подворья, она получила название Дворяниново, потом и осталась в наследство Андрею Тимофеевичу. Пращуры на протяжении столетий выкорчевывали вековые деревья, расширяя земельные участки для земледелия. И кто мог предположить, что их потомок на этих серых малоплодородных лесных почвах будет творить чудеса и станет основоположником ряда естественных наук, прославит Отечество, свой род!
Это будет потом, а пока предки учёного - служивые люди. Во все времена Болотовых погибло в сражениях с врагами полтора десятка человек. Еремей с двумя сыновьями участвовал в 1687 году против крымских татар. Сыновья погибли, а сам Еремей попал в плен, где рабствовал 20 лет с вращенными в ноги конскими волосами. Но и в таком положении он сбежал из неволи. Дед учёного - майор Петр служил в армии Петра I, участвовал во многих баталиях, отличился в боях за Ригу. Брат деда - унтер-офицер Матвей - учился военным наукам у самого инженера Ганнибала - любимчика императора, прадеда великого Пушкина. Отец Болотова - Тимофей Петрович - малолетним остался без матери, стал кадровым офицером и начал военную службу ещё при Петре Первом. Храбро сражался с императором против шведов, потом под командованием фельдмаршала Миниха с турками, и был произведен в гвардии капитаны.
Незавидная жизнь была в то время у служивых, особенно семейных. Кратковременные встречи в отпусках, на отдыхе во время переходов воинских частей или на местах дислокации. В один из отпусков Тимофей Петрович женился на Мавре Степановне Бакеевой, дочери небогатого соседнего помещика из деревеньки Калитино. Андрей, после сестёр Прасковьи и Марфы, был третьим ребёнком в семье.
Отец Андрея в последние годы находился со своим Архангелогородским полком в северных губерниях, провинциях, чаще в Петербурге, Выборге. Жизнь с семьёй в столице была не по карману Болотовым, хотя он получал годовое жалование 600 рублей.
Он отправил больную жену и сына в Дворяниново, где хозяйствовал дворовый крепостной дядька Артамон. Доходы были небольшие. Тяжелобольным, чувствуя свою скорую кончину, отец вызвал к себе Андрея.
Трогательно описывает Болотов прощание с отцом. "Он подозвал меня к себе и, собрав последние силы, обняв меня, залился слезами и прерывающим голосом говорил: "Смерть моя, мой друг, приближается, - вижу я сам, сто мне умереть... я оставляю тебя ребёнком и сиротою... Не грусти обо мне и не плач, ты остаёшься теперь с матерью; люби её и почитай... она тебя родила и воспитала; живи мой друг, порядочно. Будешь хорошо жить, и тебе самому хорошо будет, а худо себя поведёшь, будет и тебе худо".
Когда созданная в полку комиссия сделала опись имущества отца, то "и денег наличных отыскалось очень мало.., поэтому зять мой, Травин, принужден был давать деньги на закупку всего нужного и на прочие издержки при сём печальном обряде". Похоронен полковник Болотов, прослуживший и проживший честно свою жизнь, в Выборге, рядом с церковью.
Смерть отца осложнила жизнь Андрея Болотова, который числился военным в полку с весны 1748 года. После больших хлопот родственников ему дают отпуск до совершеннолетия (16 лет) и он приезжает в деревню, где окунается в мальчишескую жизнь. Видя бесконтрольность, больная мать отправила мальчика в Петербург к дяде Т.И.Арсенову. В столице мальчика пристраивают на воспитание к детям генерала А.Я.Маслова, где Андрей научился арифметике, геометрии, черчению.
Через два года после смерти отца в апреле 1752 г. умирает мать. Мальчик-сирота из столицы уезжает в Псковскую губернию к замужней сестре. Здесь его стараются отвлечь от второго тяжёлого потрясения. Он научился ремёслам: столяра, слесаря, токаря, резчика, научился изготовлять художественные изделия из бересты, пристрастился к музыке и научился играть на гуслях.
Осенью 1753 года Болотов возвращается в полк, где был вскоре произведён в офицеры и участвовал в военных действиях в Пруссии. В 40-тысячном городе Кенигсберге Болотов служит в канцеляриях сначала у русского военного губернатора Корфа, а затем у В.И.Суворова (отца фельдмаршала А.В.Суворова). В свободное время восхищается приборами в физическом магазине, бывает в книжных и покупает много книг. Здесь он впервые смотрит в микроскоп "на чрезвычайно малых животных, которые я видел тут в одной капельке воды, бегающих и ворочающихся тут в бесчисленном множестве..." Он купил микроскоп, истратив последние деньги.
В Пруссии он знакомится с русскими студентами, присланными в высшие учебные заведения. Это знакомство, а также со многими профессорами сыграло большую роль в развитии Болотова.
Иногда по вечерам с Григорием Орловым ходит на балы. Два статных офицера покоряли танцующих своим искусством в этом деле. Корф, ставший впоследствии генералом-полицмейстером Петербурга, в 1761 году отзывает Болотова в столицу в качестве флигель адъютанта. С Корфом Болотов вхож в императорский дворец, где видит никчемность Петра III и его окружения. Но служит исправно и ему доверяет генерал. Петр III распускает гвардию и одновременно строевых офицеров и отправляет многих на службу в Восточную Пруссию.
Болотов не желает опять ехать за границу. Воспользовавшись Указом в 1762 году "О вольности дворянства", и с помощью друзей отца получил абшид (отставку) без права на пенсию в чине капитана. Для пенсии не хватило 2 года службы.
Болотов спешил выехать из "накалённого" до предела Петербурга накануне переворота. В середине июня заехал в Псковскую губернию к сестре, а затем в начале сентября, ясным погожим днём молодой барин выехал в своё родовое имение Дворяниново.
Дворовые встретили его радостными возгласами. Болотов поглощён новой жизнью. Летом разбивает сады, увеличивает урожайность полей, расширяет земли, перестраивает всё хозяйство на интенсивный лад. В зимнее время увлекается чтением книг, делает переводы с иностранной литературы на русский язык сельскохозяйственных статей. Ремонтирует старый, а затем строит новый дом, который достоял до тридцатых годов нашего столетия.
В 26 лет он женился на дочери соседней помещицы Александре Михайловне Кавериной, которая была моложе Андрея на 12 лет. Они прожили вместе 70 лет, не дожив до бриллиантовой свадьбы 5 лет. Лишь на год жена пережила супруга. Не эмоциональная от рождения, жена не проявляла интереса к тому, чем жил муж. Зато тёща Мария Абрамовна была культурной, общительной женщиной, чего Андрей не мог найти в жене.
Особенно поддерживала тёща его творческие дела. Болотов был хороший семьянин, вырастил и воспитал 5 детей; 4 дочери и одного сына. Андрей Тимофеевич прожил долгую жизнь, недожив до 95 лет лишь 3 дня. Умер 4 октября (16 по новому стилю) 1833 года. Пережил восемь царствований: от императрицы Анны до императора Николая I. Регулярный образ жизни позволил сохранить ему здоровье.
Вот как описывает образ жизни деда его внук Михаил Павлович Болотов. "Андрей Тимофеевич вставал всегда очень рано: летом - в четвертом часу, а зимою - в шестом. После утренней молитвы... садился за стол и записывал в "Книжке метеорологических замечаний" погоду вчерашнего дня и наступившего утра... В "Журнале вседневных событий" записывал занятия и приключения, бывшие в течение всего прошедшего дня. Все это он успевал делать до того времени, пока весь дом подымется уже на ноги и бабушка моя пришлёт ему чая".
Дедушка очень любил чай и пил его по-особенному. При этом Андрей Тимофеевич читал любимые свои "Гамбургские газеты". Во время чтения газет он доставал иногда тетрадь под названием "Магазин достопримечательностей и достопамятностей", и в него вписывал всё, что находил необходимым. Потом принимался за свои сочинения и таким образом проводил время до обеда. В 9 часов вечера Андрей Тимофеевич ужинал и тотчас уходил спать.
О свадьбе внучки учёного М.П.Болотов пишет так: "Андрей Тимофеевич танцевал с нами до 11 часов ночи и не только не отставал от молодежи, но под конец замучил многих, предводительствуя гросфатером, с разными выдуманными им фигурами", А свадьба была в 1821 году, когда Болотову было 83 года.
Лишь в конце жизни Андрей Тимофеевич потерял зрение: сначала на левый глаз, затем оба. Для чтения он сделал себе приборчик в виде картонной трубки, оклеенной внутри черной бумагой. После потери зрения Болотов диктовал свои записи, а чтение заменил слушанием. Перед смертью наступила глухота, отчего он особенно страдал. Это лишило его окончательно общения с миром.
Внуки катали его по саду на тележке. Болотов после военной службы живёт в Дворянинове, с 1774 по 1776 в Киясове, с 1776 по 1796 годы в Богородицке, а затем до конца дней своих опять в родовом имении.
Лишь 2-3 раза на несколько месяцев отлучался Болотов в Петербург.
Он никогда не шёл на соблазны. Его пытались вовлечь в государственный переворот, но он сумел остаться верен своим убеждениям. Н.И.Новиков дважды пытался вовлечь в масонскую ложу. На что Болотов ответил: "Нет, батюшка, Николай Иванович" Дружбу и приязнь иметь с вами готов, а что касается до предлагаемого вами, так покорно прошу меня от этого уволить... Я дал с молодых лет на себя зарок и сам себя заклял, чтоб отнюдь не вступать ни в какой тайный орден и сокровенное общество".
Были у Болотова отдельные "темные пятна" Он был неподкупен, но зато, чтобы отсудить у соседа помещика кусок земли, он мог сам дать взятку вымогателю. Иногда мог пустить в ход плетку на воров и нерадивых. Тут брал верх помещик-крепостник. Уважал честных и трудолюбивых крестьян, каким был сам.
Три дня за свою долгую жизнь он был без работы, когда занемог, перед смертью. Даже умер в рабочем кабинете, как бы символизируя трудовую жизнь. Похоронен Андрей Тимофеевич на старом кладбище в селе Русятино Заокского района, где летом минувшего (1988 г. А.Е) мне пришлось побывать. На могиле его всё скромно - и памятник, и надпись на нём, и ограда, как бы скромная, но деятельная вся его жизнь.
Несмотря на то, что Болотов оставил нам большое научное и культурное наследие, мы мало знаем о нём. Мало издавалось его книг. Полное собрание "Записок" Болотова было издано более ста лет назад. В сокращенном виде издано в 1986 году. Даже о произношении фамилии и то идёт спор. Потомки Болотова указывали на ударение во втором слоге, в справочной литературе оно стоит на первом или без указателя ударения. Теперь есть твердая установка, что произносить фамилию учёного с ударением на втором слоге - Болотов.
Болотов был человеком большой эрудиции, огромного многостороннего таланта. Среди многих разносторонн их энциклопедических" деятелей восемнадцатого века фигура Болотова выделяется как своеобразная и оригинальная.
Таков был наш Болотов!
|
|