|
Оглавление >> А.Т.Болотов и его время >> Первый ученый-агроном России
Жизнь в Богородицке
Период жизни в Богородицке - является самым деятельным и напряженным в долгой жизни Болотова. В нашем городе Андрей Тимофеевич проявил себя не только как выдающийся просветитель и учёный естествоиспы татель, но и как талантливый градостроитель, умелый волостной управитель.
Как Болотов оказался в Богородицке? В 1774 году Екатерина II, владевшая Богородицкой и Бобриковской волостями, пожелала ещё купить себе Киясовскую волость, что находилась в Каширском уезде Тульской губернии и в 40 верстах от поместья Болотова. Через посредников (А.А.Нартова) московский князь С.Гагарин обратился к Болотову с просьбой совершить эту покупку. Было обусловлено, что после двух лет управительства в Киясовской волости Болотов, после отставки богородицкого управителя, примет Богородицкую волость.
Поздней слякотной осенью 1776 года 38-летний Андрей Тимофеевич с семьёй на трех подводах, проделав около 200 верст, въехал в Богородицк с северной стороны. "Ехали мы тогда, - запишет он, - через Каширу, Венёв, и оттуда по Епифанской дороге, пробираясь прямо на село Бобрики, и "провели" мы в своём путешествии более четырёх дней". Новый управитель мало знал о волости, но понимал, что хозяйствовать в Богородицкой волости ему будет много сложнее. "Всё известное и достоверное состоит только в том, что волость несравненно многочисленнее и что вместо 3 или 4 тысяч душ буду я управлять многочисленным и тысяч до 20-ти простирающим народом, - запишет он. - Множество огромных сёл и деревень и целый почти город будет в моём повиновении". Болотов обратил внимание, что "столь многие и большие перемены произошли в оном с того времени как я в первый раз видел".
Город рос и упорядочивался с превеликой площадью "и посреди оной воздвигнутую огромную и вчерне уже совсем почти отдаленную церковь; а вместо прежних кой-каких негодных зданьишек внутри земляной крепости и подле колокольни, стояли уже высокие каменные здания, составляющие некоторый род замка, а позади их, на берегу пруда, немалой величины дом каменный, также дворцом называемой. И заключает: "...Богородицк, ровно оживотворился, и вместо прежнего ничего незначущего села имел уже вид города".
Вскоре он убедится, что недоделанный дворец, парк вокруг него, переустройство города явиться главной заботой управителя. Екатерина II, решив ускорить строительство города, в 1777 году "междуумку" (среднее между селом и городом) даёт Богородицку титул города. переустройство города беспокоит и Тульского губернатора Муромцева, который приехал в Богородицк по данному вопросу. Куда расширять город? Основу существующего Богородицка составляли Стрелецкая и Пушкарская слободы.
Дворцовая сторона города была перегружена постройками. Чтобы опростать её, решено было "малочисленное и ничего почти незначащее богородицкое купечество" переселить по другую сторону пруда против дворца. Улицы расположить усеченным сектором веера, лучи которого должны приходить к одной точке дворца. Главную улицу назвали Екатерининскою, а другие тоже по именам императорской фамилии.
Вместе с архитектором Болотов участвует в разбивке улиц. Больше всего управителя беспокоили заботы по отделке дворца, завоз туда мебели, поиски художника для росписи дворца. Он знал, что дворец принадлежит государыне. То, что Екатерина II ни разу не побудет во дворце и городе, будет известно после её смерти. Теперь же надо разворачиваться, проявлять смекалку. Одновременно Болотов вынашивает план создания большого парка вокруг дворца. Эта работа захватывает его полностью, и он проявляет незаурядные способности. Он стремиться придать парку национальные черты, а не подражать западноевропейским паркам. По данному вопросу он напишет: "...не было б нимало постыдно для нас то, когда б были у нас сады не английские, не французские, а наши собственные и изобретенные самими нами и когда б мы называть их стали российскими".
Болотов является теоретиком садового искусства и ландшафтным архитектором. Он искусно использовал ландшафт местности для парка. В этом легко убедиться, посмотрев рисунки Андрея Тимофеевича и его сына Павла. Сказочные пещеры, пруды, озерки и островки в них, разноцветные мостки, павильоны, беседки, рощицы, водостоки, уединенные места отдыха и другие "затеи". Всё это создает завораживающий, восхитительный вид. Восхищались парком, называя его "чудом здешнего края", и проезжающие через Богородицк путники. На создание "чудо-парка" ушло всего лишь два года (1784 и 1785).
Дворец строился по проекту видного русского архитектора, представителя классицизма Ивана Егоровича Старова, жившего в 1745-1808 годы. После проекта Богородицкого дворца И.Е.Старов стал автором проектов Таврического дворца (1783-1789 годы) и Троицкого собора Александро-Невской лавры (1778-1790 годы) в Петербурге.
Богородицкий дворец - памятник архитектуры строился десять лет (1773-1783 годы), а дворцово-парковый ансамбль завершён в 1785 году. Болотов много вложил в него сил, знаний, смекалки. До последнего дня жизни в Богородицке он будет работать над совершенствованием своего детища. К сожалению, от этого детища на сегодня практически ничего не сохранилось. Болотов гордился, "что Богородицк построен и расположен таким образом, каков он ныне, тому случилось быть причиною мне, собственно, и я первый подал тому мысли и план сделал".
Кроме дворцового парка, волостной управитель приводил в порядок всё запущенное. "Потом принялся за лесок, - пишет он, - находившийся у нас подле магазина и бывший до сего в крайнем небрежении. Сей по недостатку садов хотелось мне превратить в увеселительное гульбище". Болотов, разбив лесок на многие прямые и косые аллеи, сделал павильоны, различные аттракционы. Привёл его в такой вид, что с достоинством показывал его губернскому начальству. Разбил небольшой садик у своего дома, понасаживал в нём всякой всячины. Этот садик был также базовым для закладки опытов: "сеял в нём всё нужное, а особливо привезённые из Москвы семена разных иностранных трав для опыта". Болотов редактировал и давал материалы для "Экономического магазина". Материалы, полученные на прежнем месте жительства, истощились, и ему надо было проводить опыты. Закладывал он не на полях, в лесах. Много хозяйственно-научного материала получил он от закладки парка и, в частности, по летней пересадке взрослых деревьев. В Богородицке, как и в Киясовке, Болотов активно занимался рыборазведением. Он строил каскад прудов и несколько сажалок, которые умудрился делать даже между церковью и дворцом. Болотов по праву гордился тем, что он снабжал свежею рыбою всю Тульскую и часть соседних губерний.
Болотов дорожит жизнью и работой в нашем городе. Волостные служащие пытаются склонить его к взяточничеству, чтобы потом легко самим заниматься поборами. Он отказывается от этой сделки, и на него делается подлый донос. По данному поводу управитель запишет "... а буде можно и к согнанию меня с моего места, которое почитали они лучше всякого губернаторского". "Но не был я ничем замаран", - признается он, и при разбирательстве донос провалился. Были и другие попытки скомпрометировать волостного управителя, но также безуспешно.
Болотов пытается активно бороться с пьянством. Прежде всего, вознамерился закрыть часть кабаков, которых в волости было очень много. Приехавшему наместнику жалуется, "что все они волостям вредны и мужики от них разоряются".
Князь не согласился с доводами, сказав: "пустое, брат, и это затевать, и входить за сие в ссору с наместником. Дело однажды сделано, так тому и быть!". А мужики, мол, не жалуются, и денег у них много.
Управителя удивил этот ответ. Он знал, что многие крестьяне живут впроголодь и не хватает им хлеба от урожая до урожая. В таких случаях он находил выход. "Мне превеликого труда стоило уговорить и преклонить к тому всех зажиточных мужиков, - вспоминает Андрей Тимофеевич, - чтобы они обещали нуждающимся своим братьям помогать своими избытками в хлебе, под моим собственным о возврате им оного поручительством". Помогал он крестьянам бесплатными лекарствами, лечил их настоями трав. Молва о врачевании разносилась за пределы волости. Ежегодно он принимал более двух тысяч просителей. В Богородицке Болотов смастерил электрическую машинку, которую приспособил для лечения от разных болезней. Испытал ее в 1792 году. Этот метод лечения был нов для того времени. А уже в 1793 году машиной электрической пользовались 670 больных, которым она помогла.
|
|