Оглавление
А.Т. Болотов
Богородицкий парк
 

Рейтинг@Mail.ru
 
Главная
 

     Оглавление >> А.Т.Болотов и его время >> Первый ученый-агроном России

Опережая время

Первый ученый-агроном России

И.Киселёв
(учёный-агроном)

Андрей Тимофеевич Болотов - редкое явление в отечественной науке и культуре. Его энциклопедическая деятельность и титанический труд восхищают и удивляют потомков. Вдали от научных центров, столичных лабораторий, в типичной российской глубинке (крохотное Дворяниново, Киясовка, Богородицк) он так много сумел сделать для Отечества. Он - автор многих трудов. Болотов - один из основоположников отечественной агрономии, лесного хозяйства, основоположник помологии, прудового рыбоводства, родоначальник фенологии и сельскохозяйственной метеорологии, соавтор ряда дисциплин. Он выдающийся просветитель и экономист, автор 350 томов литературных сочинений. Но естествознание вообще, а агрономия в частности - первооснова всей его разносторонней деятельности. Он по праву заслужил именоваться - первый учёный агроном России.


Опережая время

Погожим сентябрьским днём 1762 года двадцатичетырехлетний отставной капитан Андрей Болотов подкатил на конях к своему имению, что в Дворянинове Алексинского (теперь Заокский район) уезда. Настроение было прекрасное. "Наконец-то сбывается его мечта посвятить себя сельской жизни".

Но по мере знакомства с имением он приходил в уныние от запущенности, убогости хозяйства, ветхости строений. Молодого хозяина охватили заботы и беспокойство. Он наметил, с чего начать хозяйствовать, и развернул активную деятельность.

Этой же осенью на новом месте начал разбивать большой фруктовый сад. Поправил и освежил покосившиеся строения, всё то, что соскучилось по заботливым рукам. Весной продолжил закладку сада, плодовитого питомника, разбил клумбы с цветами.

Начал перестройку полеводства: навозил, культивировал землю, размножал новые, более урожайные, культуры и сорта, производил разбивку земли, пробовал новые приёмы агротехники. Ставил различные опыты, много выписывал специальной литературы, в том числе и иностранной.

Ежегодно получаемые результаты и удовлетворяли, и озадачивали его. Опыты повторял, всё записывал. Интересными результатами стал делиться в издаваемых журналах: "Сельский житель" (1778-79 г.г.) и "Экономический магазин" (1780-1789 г.г.), "Земледельческом журнале", а также в "Трудах Вольного экономического общества" ещё раньше с 1766 года.

В этих изданиях он опубликовал работы: в 1768 году - "Примечания о хлебопашестве", в 1770 году - "Об удобрении полей", в 1771 году - "О разделении полей" и в другие годы ряд трудов.

Болотов изучил причины разрыва между возможной продуктивностью сельскохозяйственных культур и низким фактическим урожаем и предложил ряд приёмов по повышению продуктивности земли. Его труд "О разделении полей" - первое в России руководство по введению севооборотов и организации сельскохозяйственной территории.

О пользе чередования культур упоминается ещё в трудах древнеримских писателей. Однако научное обоснование севооборотов стало возможным лишь с развитием естественных наук. В течение многих веков паровая обработка почвы была единственно доступным способом поддержания плодородия почвы, обеспечивающего определенный уровень урожая зерновых культур. Но в трехполье: пар чистый - озимые - яровые - имелись существенные недостатки. Не росла урожайность, не восстанавливалось плодородие почвы, треть пашни как бы пустовала. С таким положением Болотов решил не мириться. Он считал, что урожайность можно поднять лишь введением нового севооборота. После теоретических обоснований он предложил семипольный севооборот. Первое поле - паровое, второе - озимые, третье - яровые, более требовательные к почвам (пшеница, ячмень, лён, просо), четвёртое - под яровые худшими (горох, овёс, гречиха), пятое, шестое, седьмое - перелог, можно с подсевом трав.

В данном семиполье перелог - не пустующие, а работающие поля. С них собирают сено, а иногда и два укоса, пасут скот. Зато восстанавливается структура и плодородие почвы естественным путём.

У себя на практике осуществить свой замысел он не мог из-за чересполосицы своих земель с соседними.

Болотову предложили переезд в Киясовку управителем волости. Он согласился с одним условием, что и там он продолжит опыты. Был доволен тем, что наконец-то он завершит задуманное. На графских владениях аккуратно разбил семь одинаковых полей по 140 десятин каждое. Все они одним концом упирались в усадьбу. Каждое поле оканавил, на краях поставил столбы. С удовольствием начал производить полевые работы и посевы на нарезанных полях.

На третий год Болотова назначили волостным управителем в Богородицк - место, обещанное ему до Киясовки. С большим сожалением провожали крестьяне со всех окрестных деревень так полюбившегося волостного управителя и прекрасного лекаря настойками из трав.

В Киясовке не осталось толковых людей, которым можно было бы поручить на-чатое. В Богородицке его ждали свои заботы.

Если бы суждено было знать А.Т.Болотову, что при социалистическом способе производства на обобщенных землях его идея претворена в жизнь большой армией агрономов, учёных, хозяйственников. Сейчас в каждом хозяйстве освоено по нескольку севооборотов.

Болотов считал, что о каждом поле надо знать всю "подноготную", для чего вёл "полевую экономическую тетрадь", являющуюся "пробабушкой" ныне ведущейся агрономами "Книги истории полей".

Болотов как опытник, не мог согласиться с теорией водного питания растений, согласно которой растения питаются только водой. Эту теорию выдвинул голландец Ван-Гельмент в 1629 году.

Болотов замечал, что если верить теории водного питания, то наибольший урожай должен быть при переувлажненных землях, но с них иной год и вовсе ничего не возьмёшь. Потреблять непосредственно органику у растений нет такого органа. Тогда что же питает растения? После мучительных размышлений, составлений результатов в опытах, дополнительного обследования почвы Болотов запишет в журнале, что "произрастания состоят из минеральных частичек?". И далее вполне определенно: "Все растения состоят наиболее из вещей, принадлежащих к царству минералов и поэтому минеральными частичками надобно в той земле этим вещам в довольном количестве находиться".

Догадка приводила к логическому выводу, что растению для развития нужна минеральная пища. Так появился в 1770 году знаменитый трактат: "Об удобрении полей".

"Один опыт, - утверждал М.В.Ломоносов, - я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением".

В процессе "выпытывания правды" у природы взгляды А.Т.Болотова полностью совпадают с мнением гениального учёного и его современника. Опыты на грядках и делянках, опыты на полях и садах, в лесах, лугах, оврагах - везде, где агроном считал необходимостью и советовал заниматься этим другим земледельцам.

Взглянем на даты опубликования его работ. В 1762 году Болотов вернулся в родовое имение, а через четыре года он уже печатает свой первый труд, затем в 1768, 1770 и 1771 годах - солидные трактаты по земледелию.

Крестьяне и помещики жаловались, что их нечерноземные почвы дают низкий урожай и что настало время осваивать новые земли. Болотов советовал не спешить, а работать со старыми землями. "Всякий взирает на земли свои без всякого внимания и затвердил только жаловаться, что они худы". Для этого, советовал он, их надо лучше удобрять и обрабатывать. "Навозу надобно порядочно с землею соединенным быть, дабы, во-первых, находящиеся в нём столь нужные солёные частички, колико можно, с меньшим ущербом земли соединиться и тем желаемую пользу принести, во вторых, чтоб сию пользу производил он далее".

"Примечание о хлебопашестве вообще", напечатанные в "Трудах" Вольного экономического общества за 1768 год являются первой научной идеей о преобразовании почв Нечерноземья, которую претворят в жизнь потомки Болотова.

Опытническим занятиям Болотов доверяют соседи. "Так случилось, что знаком-цы, друзья и соседи мои, ...старались доставлять мне всё, что только имел из семян и произрастаний таких, каких у меня ещё не находилось. А иные выписывая оныя и покупая дорогою ценою, не хотели даже сами у себя их садить и сеять, а присылали ко мне, будучи уверены, что у меня они лучше не пропадут, нежели у самих их".

Болотов уделял много внимания обработке пашни, семенам. Он произвёл обследование на пашне и убедился, что половина семян посеянной ржи не взошла. 87 кустов имели по 4 стебля, 180 не распустилось. Крупные колосья принесли по 40 зерен, мелкие - 7. Сколько пропадает зерна, которое могло бы пойти в пищу или на корм скоту, только из-за того, что его плохо хранят и не знают посевные качества семян. Почему не все растения распустились? Слабые всходы, неравномерная заделка семян причина тому или что иное? На все ставящиеся перед ним природой вопросы он находил ответы. Проверил мелкую заделку семян овса на опытных делянках, результаты удивили: 2197 зерен от одного семени на раскустившихся стеблях!

Раньше на непахотную почву руками высевали семена, затем сохой, как бы одновременно и пахали землю, и заделывали семена. Получалось так, что одни семена засыпались землей, другие оставались незаделанными и являлись лакомством для птиц или засыхали проращенными. Так постоянно.

Нельзя-ли сделать наоборот - сначала пахать, а затем сеять? Теперь иначе не делают и не мыслят, и кажется прошлое - наивным. Но пионерам открытий быть непросто.

При пахоте Болотов рассеял семена, а затем заделал их бороной. Получился неожиданный результат: Ровные всходы, одновременное развитие и созревание культур, значительная прибавка в урожайности.

Семена он советовал высевать наиболее наполненные и крупные, озимые - про-шлогодние, то есть прошедшие послеуборочное дозревание. Перед посевом определять всхожесть семян. Любил приговаривать: "От худого семени не жди доброго племени".

О семенах он напишет работу "Примечания и опыты, касающиеся посева семян хлебных".

Болотов задумывался над эрозией почв, особенно водной. Разработал меры борьбы с ней, где первостепенное место отводил обработке почв, залужению эрозированных лугов и пашен, закреплению оврагов деревьями и кустарниками. Он пробовал на кислых почвах известь и получал хорошие результаты.

Болотов рекомендовал вести уборку выборочно, по мере созревания участков, от открытых токов перейти к закрытым - "сушильным избам".

Болотов осуждал господ помещиков за их тяжкие поборы, изнурительный труд крестьян, за неумение хозяйствовать. В своём знаменитом "Наказе" он запишет: "Крестьяне, будучи отягощены непомерною господскою работою, упускают затем и своё земледелие и оттого приходят в крайнее разорение". И ещё: "...из всех их наиглавнейшим можно почесть следующее: чтоб получаемые с деревень прибытки или доходы не обращались во вред оным деревням".

Болотов защищал передовые научные представления о наличии пола у цветковых растений. Правильно оценивал роль перекрестного опыления как важного фактора повышения жизненности растений. Он указывал на роль насекомых как опылителей, подметил явление дихогамии (разновременного созревания тычинок и пестиков у обоеполых цветков) как важной предпосылки для перекрестного опыления. Им составлено первое русское ботаническое руководство по морфологии и систематике растений.

Болотов делал догадку о том, что растения что-то берут из воздуха. Приобретя микроскоп, он произвёл более тонкие исследования. В статье "О садовом заводе" Болотов уже утверждает, что "листочки молодому деревцу не бесполезны, но они столько же растут и такие же почти нужные орудия составляют, как коренья, с той только разностью, что и те из земли, а они из воздуха доставляют в них нужные к росту вещи".

Правда, впервые идею о воздушном питании растений высказал ещё М.В. Ло-моносов. Он заметил, что тучные растущие на бесплодном песке, не могли бы получить через корни необходимое количество питательных веществ. Сделал вывод, что эти питательные вещества растения получают через листья из воздуха.

Несколько позднее, в 1771 году, английский ученый Дж.Пристли откроет фотосинтез. Это открытие имело важнейшее значение для развития естествознания в целом.

А.Т.Болотов искал, возделывал и распространял новые культуры и сорта. Одной из таких культур является томат. Его родина - тропические районы Южной Америки. В других местах земного шара томат встречали настороженно, с опаской. Кому не угодил "розовощекий" красавец - неизвестно. Но о нём ходили слухи, как о ядовитом овоще, хотя никто, нигде им ещё не отравился. Даже в Америке он считался смертельно ядовитым.

В Россию он будет доставлен из Европы летом 1780 года. Екатерина II, укусив спелый плод, заключит: "Зело мудрен и вкусом не подходящ". Однако, несмотря на недоброжелательное заключение столь высокой судью, томаты возделывались вначале на юге Украины, Астрахани и Грузии, оттуда стали распространяться на север и восток страны.

В нашей местности первым человеком, кто стал над ним "колдовать", был А.Т.Болотов. Новая, сравнительно теплолюбивая культура вначале показывала свои "капризы". Трёхлетнее испытание на грядках стало выявлять её "секреты". Он заметил, что собранные зелёные плоды при хранении краснеют, обратил внимание, что удаление боковых побегов (пасынкование) ускоряет рост и спелость плодов. Ранние посадки или посев попадали под заморозки. Как лучше поступать: высевать в грядку семенами или делать двух-трехнедельный забег, выращивая рассаду в теплом помещении, чтобы удлинить вегетацию? Теперь всё это кажется простым и понятным. А тогда...

Проверив их "ядовитость" на себе, он затем с удовольствием и гордостью угощал помидорами своих соседей-помещиков, крестьян, дабы они охотней брались за новую овощную культуру. А в 1784 году в "Экономическом магазине" написал статью под названием "О любовных яблочках".

Бывая у своей сестры в Псковской губернии, Болотов ещё мальчишкой заприметил новую культуру - лён. Лён покорил молодого человека не только неописуемой красотой в период цветения, а прежде всего мягким шелковым волокном. Он принялся осваивать эту культуру, которая на новом месте прижилась и дала хорошие урожаи. Вторую сторону трудоёмкого дела - освоение технологии получения волокна - он также быстро освоил.

В то время мало сеяли озимую пшеницу, а белый хлеб считался за лакомство. Озимую пшеницу на нечернозёмах непросто было выращивать. Болотов накопил опыт и делится им: "Пшеница озимая составляет неоспоримо наилучший и наидрагоценнейший из наших злаков и такой, который достойнее всех прочих внимания земледельцев и который по справедливости надлежит сколько можно более сеять стараться". Советует, что эту культуру нельзя сеять на кислых, переувлажненных почвах, землю лучше заправлять навозом. Болотов отдавал предпочтение посевам озимых культур.

У земледельцев и у него не всё ладилось с ячменем. И после первых попыток высевать его на полях прекращали из-за низкой урожайности. Болотов советовал отводить под ячмень хорошие земли, и он оправдает себя.

Занимался с гречихой. Для этой культуры не просто выбрать срок сева. Для неё опасен ранний срок посева и неблагоприятен поздний. Цветёт пол-лета. На одном же растении - и цветение, и созревание - все одновременно. Зато когда узнаешь её секреты, постоянно будешь с гречневой кашей, которая была лучшим блюдом у хозяина.

Болотов отдал много труда и ряду других культур. Он возделывал коноплю, табак, хмель, картофель, овощные культуры, травы, плодовые и ягодные культуры, цветы...

Его заинтересовал красный клевер. Теперь в нашей стране из 70 видов клеверов наибольшее распространение получили красный, розовый и белый. В Северной Италии красный клевер культивировался ещё в XIV веке. В России, как сообщает Сельскохозяйственная энциклопедия, в помещичьих хозяйствах не позднее середины XVIII века, когда А.Т.Болотов был мальчишкой. Но спустя четверть века он займется красной кашкой, как именовали ранее клевер в народе. Соберёт семена в окрестных лугах и будет проводить опыты. Заметит, что его охотно поедает скот, прибавляя в молоке и мясе. Посеянная по клеверищу другая культура радует богатым урожаем.

После нескольких лет работы с красным клевером опытник Болотов добьётся ошеломляющих результатов в урожайности, которой и до сих пор никто не добивался.

Болотов предлагает произвести коренное улучшение лугов с подсевом многолетних трав. "Наилучшим и надежнейшим средством почитаю я распахивание лугов и превращение их в пашню с посевом на них луговых лучших сортов трав. Опыт, который мне предпринять случилось, подаёт мне великую надежду. Посев клевера доказал мне, что одна десятина даёт более полутора тысяч пудов наилучшего сена..."

Во времена Болотова пользовались двумя идами десятин: казённой, равной 1,09 гектара, и хозяйственной -1,45 гектара. Нам неизвестно, какую десятину указывает агроном в своём примере. Однако в том и другом измерении урожайность по современному получится очень высокий - более 230 и 170 центнеров с гектара! Это - сена, а не зелёнки, и на нечернозёмах.

Болотов много и напряженно работал и в большинстве случаев добивался ус-пеха. В одном из своих трудов он пишет: "Мы, русские, в отношении сельского хозяйства находимся ныне в таком состоянии, что во многих вещах не только уступаем нимало народам иностранным, но с некоторыми в иных вещах можем спорить и о преимуществах".



Читайте далее: "Ученый-помолог"