Оглавление
А.Т. Болотов
Богородицкий парк
 

Рейтинг@Mail.ru
 
Главная
 

     Оглавление >> Богородицк, начало

Невзгоды пушкарей

Н.Малеванов

Окончательно от использования принудительного труда иногородних служилых в Богородицкой царской вотчине отказались в конце 70-х годов XVII века во время русско-турецкой войны 1676-1681 гг. Всё ещё работавших на десятинной пашне ефремовцев в годы войны стали чаще и больше отрывать на различные посылки и службу в южные украинные города. За счет тех же работных служилых людей, в связи с активизацией крымских татар на юге, вассалов Турции, пришлось усиливать и местные гарнизоны. Но отдельные отряды кочевников всё же прорывались и бесчинствовали даже в уездах, лежавших много севернее Белогородской черты.

В июле 1677 года значительный отряд татар безнаказанно грабил деревни под Новым и Старым Осколом.

Возвратившиеся из Белгорода евремовские дети боярские, куда они возили "сборный ефремовский лён на фитильное дело", со слов вестовщиков из Корочи, рассказывали воеводе, что "крымские люди татарове пришли под Новый и старый Оскол войною, конные и животные стада отогнали и людей многих поймали, а стоят де те воинские люди на валу на речке "Усерде" меж Нового и Старого Оскола". Сами дети боярские по пути в Ефремов видели, что в Ливнах уже "многие люди сидели в осаде". Бегли садиться в осаду и "достальные" ливенцы.

В последних числах июля более двух тысяч татар "пришли войною в Чернавск". Некоторые чернавцы, "рубленные" в бою, 29 июля прибежали в осаду в Ефремов, а чернавец Иван Некрасов - в Богородицк.

Тревожным было и лето 1678 года. Работа на десятинной пашне в Богородицке в это время из-за малочисленности и недостатка служилых людей застопорилась.

В такой обстановке нашли более удобным "приверстать к пашенным крестьянам", то есть обратить в крестьян, богородицких пушкарей. По указу царя Федора Алексеевича было "велено Богородицкого города пушкарям Васятке Мостяеву с товарищи в Богородицком... пахать десятинную пашню с богородицкими крестьянами вместе". И впредь "им писаться крестьяны, а не пушкарями. И в полки их на наши службы посылать не велено для того, что в Богородицком наши десятинные пашни многое число и хлеб при иных годех бывает многой".

На положении служилых остались стрельцы, которые по прежнему несли в городе караул и находились "в приставстве" за работными людьми по десятинной пашне. Не делали никаких "изделий" бобыли и посадские люди.

Два года богородицкие пушкари тянули лямку на десятинной пашне, сеяли и убирали они по 93 десятины. В 1682 году их обязали обработать ещё больше -112 десятин. Весной 52 десятины были засеяны овсом, а 30 десятин подготовлены для посева озимых. Осталось вспахать еще 30 десятин. Но в это время, как и во многие другие города южной украины, в Богородицк дошли, вероятно, слухи о майском восстании московских стрельцов и неустойчивости правительства Наталии Кирилловны Нарышкиной, матери Петра Первого. Момент, бесспорно, оказался удобный, и богородицкие пушкари отправили в столицу челобитную о своих невзгодах.

С пахотой оставшихся 30 десятин и посевом такого же количества подготовленной земли пушкари стали волынить, надеясь, что их скоро снова возьмут служить "полковую, городовую и пушкарскую службу".

Какие они выставляли доводы, пользуясь неразберихой в Москве, и каких подъячих умасливали их посланцы - неизвестно, но только вдруг 3 августа 1682 года была прислана из Иноземного приказа от имени малолетних "великих государей Петра и Ивана грамота, по которой богородицким пушкарям опять было "велено служить" полковую и городскую и пушкарскую службу, а от "десятинные пашенные работы" и от хлебной возки для этой службы "велено отставить".

Такой исход вызвал недовольство и брожение среди богородицких крестьян. Вскоре им была подана челобитная в Приказ большого дворца. Дипломатично умалчивая о пушкарях, в своей челобитной на имя малолетних царей они писали: "В прошлых де годах в Богородицком десятинную пашню пахивали разных годов дети боярские и казаки и пушкари: дедиловцы, кропивенцы, черняне, ефремовцы, ельчане, чернавцы, гремячевцы, землянцы, донковцы, лебядянцы; а десятинные де пашни пахивали они по 400 десятин, и десятинный хлеб молачивали и на конюшенной, и скотной дворы сена кашивали. А десятинного хлеба из Богородицкого к Москве в отпуску в год бывало тысячи по две. И в прошлых же де годах те работники от десятичной пашни отстали. И после де тех работников пашут они десятинной пашни по 500 десятин и больше, и сена косят, и хлеб, который сеяли тех вышеописанных городов работники; и что они пашут и сеют, обмолотя, к Москве и в Алексин на пристань возят на своих подводах они, крестьяне, беспрестанно; и в прошлых во 188 и 189 годах (1680 и 1681 годах) обмолотили они и отвезли из Богородицкого в Алексин десятинного хлеба и овса 14481 четверть; да они же построили Алексинский житной двор и поставили 20 житниц да две избы; и для отпуску десятинного хлеба из Алексина к Москве сделали 20 стругов, да в Богородицком три житницы, да гумно, да 20 овинов; да вновь распахали десятинной пашни из ковыльной земли 58 десятин; и им де той десятинной пашни пахать стало невмочь, потому что многие крестьяне из Богородицких сёл бегают, а они де, вместо тех близнецов и иных, которые у дел на кружечном дворе и у житниц, и у гумен, и у стругов в целовальниках, и у всяких плотничных дел в плотниках, повытья их - десятинную пашню - пашут; и от той же пашни, и от молотьбы, и от хлебной возки они оскудали, и от наймов одолжали великими долгами и обезлошадели; да они де ж присыльным людям подводы дают беспрестанно, да с них же емлют (берут) стрелецкий хлеб и полтинные деньги, а в прошлых годах стрелецкого хлеба и полтинных денег для десятинной пашни с них не имано, потому что де переведены они в Богородицкой к десятинной пашне". От имени крестьян "Богородицкого города староста Ипатка Лукьянов с товарищи" просили "сбавить с них" десятинной пашни и не пахивать новытья за тех, кто "у всяких дел бывает", чтобы им "впредь от таких тяжких работ и от пашни и от молотьбы, и от возки, ото всякого строения в конец не разориться" и от "десятин-ной пашни не отбыть".

В такой ситуации Богородицкий воевода стольник Данилов не осмелился приводить в исполнение указ Иноземного приказа об освобождении богородицких пушкарей от работы на десятинной пашне и запросил подтверждения из Приказа Большого дворца.

Во избежание конфликта, явно чреватого волнением, в Приказе Большого дворца приняли соломоново решение: послать от имени царей Петра и Ивана грамоту, чтобы впредь десятинные пашни "пахать всю по окладу сполна того ж Богородицкого города стрельцам и пушкарям, и крестьянам, и бобылям по развытке", а пушкарям "быть во крестьянах и пушкарями не писаться", потому что в Богородицке "десятиннныя пашни много, а пашенных крестьян немного".