|
Авиационная страничка Богородицка
Евсеев А.М., инженер
Изучая историю Богородицкого края, мне довелось встретиться с некоторыми фактами, что, будучи человеком, от мира авиации, не смог отнестись к ним без интереса. Нет в нашем городе аэродромов, воздушные маршруты проходят высоко и далеко, так какой же частью коснулось нашего края такое явление как авиация. И повод поговорить об этой теме имеется. В эти дни проходит праздник День Воздушного флота, в г Жуковском - Международный Авиационно-Космический салон МАКС 2001.
Одно из первых упоминаний о попытке покорения воздушного океана приведено А.Т.Болотовым: "9 февраля 1784 года случилось. Это явление только появилось в свете и всем хотелось к нему прикоснуться. Опыт проводил француз, хотя и неудачно, но все равно доставил превеликое удовольствие. Стечение народа было несметное. Однако дворянства было мало, и мне с семейством достались хорошие места Полосатый шар, сшитый из тафты, наполнили горячим воздухом. По несчастию, при обрезании его он загорелся и, поднявшись сажень на 50, упал. Я нарисовал об этом даже картину, которая потом долго мне напоминала о пребывании в Москве и об этом чуде".
Действие это происходило не у нас, в Москве, однако, прошло оно через сознание нашего земляка, ставшим очевидцем этого уникального события
Только в 1903 году сделал свой первый подлёт аэроплан американцев братьев Райт (напомню, что патент на изобретение самолета принадлежит русскому морскому офицеру А.Ф.Можайскому), а уже в 1912 году в воздух поднимался гигантский, самый большой в мире воздушный корабль «Гранд», конструктора Игоря Ивановича Сикорского Потом им был построен ещё больший самолёт «Илья Муромец». В истории с этим самолётом имеется примечательный эпизод. В 1919 году, во время гражданской войны, создалось сложное положение для Красной Армии на южном фронте и на подмогу были брошены силы, в т.ч. несколько «Муромцев», которые направили в район г.Липецка. Один из этих самолётов совершил посадку в Богородицке. Вот свидетельство того времени.
«... 22 августа 1919 г. два боеспособных «Муромца» (1-й №276 и 11-й №275) вылетели в Белев. Для борьбы с мамонтовской конницей была образована Авиагруппа Особого Назначения (АГОН) под командованием К.В.Акашева, куда и вошли оба корабля. Корабль 1-й Насонова не выполнив ни одного боевого задания, к 5 сентября перелетами добрался до Орла Корабль II-й военлета В. А Романова (бывшего офицера старой Эскадры) 31 августа прибыл в Богородицк. Уже 4 сентября 1919 г. «Муромец» вылетел с целью разведки и бомбометания в районе г.Елец, который был захвачен противником 31-го числа...»
Для нашего города этот случай уникальный, если учесть, что самолётов тогда было считанное количество. И, наверное, можно предположить, что это был первый случай знакомства богородчан с авиацией.
Свидетельство более позднего периода. Вот что вспоминает И.Орлов (газета «Ленинcкая правда» от 24 июля 1987 г.): «...Конец 30-х годов ознаменовался ещё одним событием - образованием школы лётчиков. Учлёты стали активными борцами за претворение в жизнь всего нового. Возглавил школу Чулочников. Помню, - весь город любовался лётчиками, когда они шли по городу с песнями. Дух захватывало, и было немного страшновато, когда над городом пролетал аэроплан. И все мы были горды за наше молодое Отечество. Школа лётчиков была у нас в городе недолго. Позже её перевели в другое место...»
К сожалению, появление авиации в Богородицке было не только предметом любопытного явления или, по крайней мере, нейтрального участия Известна и мрачная сторона. О событиях военного времени повествует В.Веденская
«...Было около 10 часов утра. Мама с тётей ушли в заготзерно, там местным жителям раздавали бесплатно зерно, чтобы оно не досталось фашистам. Мы оставались одни, и собрались все в одной комнате. Вдруг слышим гул самолетов (а тогда пролетающий над городом самолет был редкостью), и все кинулись к окнам.
Хорошо помню эти три больших самолета с красными звездами на крыльях, которые летели со страшным ревом и очень низко. (Очевидно, фашисты прибегли к этому трюку, чтобы обмануть бдительность наших защитников). Вдруг раздался страшный грохот, из окон посыпались стекла, со стен и потолка полетела штукатурка, в передней комнате погас свет...
Сверху на нас что-то сыпалось с потолка, малыши плакали. Мы их утешали и так в коридоре пережили этот вражеский налёт на город. А потом пришли мама с тётей, обрадовались, что все мы живы. Они рассказали, что на территории заготзерна тоже было очень страшно. Фашисты с самолетов обстреляли мирных жителей стоящих в очереди за зерном. И хотя все во время обстрела легли на снег, но позже мы узнали что погибло 47 человек. Видела, как везли на нескольких подводах эти окоченевшие, скрюченные трупы ни в чём не повинных мирных людей. Страшное было зрелище...»
Со временем авиация стала делом обыденным даже в нашем крае Я помню, как почти каждое лето, примерно с 1965 по 1972 годы, трудился, делая авиахимическую обработку полей наших колхозов и совхозов «кукурузник» Ан-2. Он базировался на окраине Богородицка в районе дер.Вязовки. Тогда Ан-2 над полями - было очень распространённое явление. Мне тогда посчастливилось, я впервые на нём поднялся в воздух. Добрый был лётчик.
Примерно в 1964 (1965?) году, по-моему в сентябре-октябре в районе пос. Суходольский потерпел аварию и совершил вынужденную посадку пассажирский самолёт Ил-18. Я тогда был мальчишкой и об этом узнал понаслышке, (все обсуждали это событие), и помню как к нам на Жданковский посёлок приехала грузовая автомашина, в кузове которой были люди с синих форменных технических куртках и шапках или фуражках с кокардами. Они ехали к месту аварии и заблудились в наших поселковых улицах.
Так получилось, что другие интересные события в жизни авиации происходят, к сожалению, вне нашего края. Возможно, что кто-то знает больше о том, что написано в данной заметке и пополнит эту страничку нашей истории новыми интересными рассказами и воспоминаниями.
P.S. Нашёл более подробную информацию об упомянутой аварийной посадке Ил-18. Она произошла 22 июня 1961 года. Рейс Москва (Внуково) - Сочи (Адлер). Во время полета по маршруту на высоте 6 100 м произошло разрушение генератора двигателя №3. Обломки повредили маслопровод. В результате возгорания масла возник пожар. Двигатель был выключен. Система пожаротушения не сработала. Впоследствии выяснилось, что во время технического обслуживания были перепутаны клеммы в электрической схеме системы пожаротушения. Экипаж начал экстренное снижение. Ближайшим аэродромом был военный аэродром в 9 км юго-восточнее Ефремова. Экипаж принял решение, что в сложившейся ситуации наиболее подходящим вариантом будет вынужденная посадка без выпуска шасси на подобранную с воздуха площадку. Вскоре такая площадка – овсяное поле близи Богородицка – была выбрана. Перед касанием экипаж выключил три оставшихся двигателя. Самолет совершил посадку на фюзеляж и, проскользив по полю около 300 м, остановился. Пассажиры были эвакуированы. Впоследствии самолет был отремонтирован на месте посадки и взлетел с подготовленной полосы. Его перегнали в Ригу, где он был передан в Рижский институт инженеров гражданской авиации в качестве учебного пособия.
Экипаж справился с возникшей сложнейшей ситуацией, несмотря на отсутствие в РЛЭ Ил-18 каких-либо указаний по действиям в подобных случаях, а также свой небольшой опыт полетов на данном типе (второй полет КВС в качестве командира Ил-18 и первый полет второго пилота после переучивания). Все члены экипажа были награждены орденами на торжественной церемонии в Кремле.
Есть данные, что среди пассажиров находился богородчанин.
Подробно: http://www.airdisaster.ru/
Авиаторы земляки, кто связал свою жизнь с авиацией:
-
Илья Тихонович Волынкин. 20.07.1908 - 30.06.1956. Родился в деревне Упертовка (ныне Богородицкого района Тульской области). Во время ВОВ заместитель командира эскадрильи 36-го минно-торпедного авиационного полка 5-й минно-торпедной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Северного флота, капитан.
-
Долгушин Сергей Фёдорович 25.091920 в селе Новопокровское ныне Богородицкого района Тульской области. Генерал-лейтенант. Во время ВОВ лётчик-истребитель младший лейтенант – подполковник, командир 156 ИАП.
-
Петр Андреевич Попков Родился в 1920- 17.08.44 г. в д. Корсаково, г. Богородицк, Тульской области. Лётчик истребитель. 17.08.44 г. летчик мл. лейтенант П.А.Попков не вернулся после столкновения самолетов в ходе воздушного боя.
-
Цветик Владимир Михайлович род.19.01.1954 г. Пилот Ан-2 Живёт в Брянске
-
Давыдов Альберт род. 1954 г. Командир Ту-154, живёт в Архангельске
P.S.S. Продолжая поиски по теме обозначенной в данной статье, мне довелось узнать новые подробности того примечательного прилёта в Богородицк самолёта «Илья Муромец» и связанных с этим событий. Причём прилетал не только этот самолёт.
Летом 1919 года А.И.Деникин инициировал наступление белых армий на Москву. На московском направлении, географически проходящему через Богородицк выступала конница генерала Мамонтова. Мобильность и активность конницы была очень высокой и создавала существенную опасность для Советской Республики. Для мобильного противостояния коннице генерала Мамонтова было найдено оригинальное решение: создание аиагруппы особого назначения. Авиагруппа (АГОН) была создана по приказу главнокомандующего Вооруженными силами РСФСР С.С. Каменева. Преодолевая организационные трудности 29 августа отряд из Серпухова поездом прибывает на станцию Жданка г.Богородицка, технический состав, лётчики авиагруппы прибыли на самолётах, вначале три (в источнике типы этих самолётов не указаны), потом ещё три из Московской авиационной школы: «Виккерс», «Вуазен» и «Фарман». Ниже остановлю Ваше внимание на самолёте «Вуазен».
В Богородицке авиагруппа начала свою боевую работу, выполняя разведку и пулемётные атаки на отдельные казачьи разъезды. К середине сентября авиагруппа перебазировалась в Кшень. Подробно о боевой работе АГОН против конницы Мамонтова здесь
В 1990-91 годах мне довелось участвовать в постройке самолётов-реплик «Вуазен» и «Де Хевиленд-9» для съёмок советско-французского фильма о событиях 1-ой Мировой войны. Когда самолёты были готовы, СССР прекратил существование и съёмки не состоялись. Самолёты некоторое время побывали у разных хозяев и по имеющееся информации прекратили своё существование. Фотография «Вуазена» у меня сохранилась и она здесь представлена.
|
|