Оглавление
А.Т. Болотов
Богородицкий парк
 
  • Адаптер для лапки
  • Сетевые адаптеры, коммутаторы, медиаконверторы, маршрутизаторы и др
  • belo-shveika.ru

Рейтинг@Mail.ru
 
Главная
 

     Оглавление >> А.Т.Болотов и его время >> Научные статьи об А.Т. Болотове

Деятельность Андрея Тимофеевича Болотова как педагога-просветителя

Шамедько Н.В.

Имя Андрея Тимофеевича Болотова (1738 - 1833) достаточно широко известно в отечественной истории и науке. В 1988 году российская и мировая общественность отметила юбилей - 250 лет со дня его рождения. Современники и потомки знали А.Т. Болотова как философа, писателя, переводчика, литературного критика, естествоиспытателя, администратора, врачевателя, живописца, архитектора, градо- и паркостроителя. А.Т. Болотов по праву считается основоположником российской сельскохозяйственной науки. Общее количество написанного и переведённого им могло бы достичь 350 томов обычного формата [1]. Однако большая часть его работ до сих пор не опубликована.

Наиболее полно исследованы труды А.Т. Болотова в области сельского хозяйства (А. Грелль, Н.С. Соколов, Ф.С. Крохалев, С.С. Соболев, В.А. Перевалов, С.Л. Соболь, С.Ю. Липшиц, А.П. Бердышев, И.М. Поляков, А.М. Гриневский, О. Любченко, Ю.В. Беспалов, Б. Коммонер и др.). Его мемуары - «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков» [2], благодаря которым мы знаем его как замечательного писателя-прозаика, не остались без внимания исследователей - литературоведов и беллетристов (Д.И. Писарев, П.В. Бурба, А.А. Лаврентьева, С.В. Рябушкина, В. Лазарев, С.М Новиков, А.В. Гулыга). А.Т. Болотов проявил себя и как точный и дотошный историограф - без ссылок на него не обходится практически ни одно издание по истории XVIII века. Литературно-критическое наследие А.Т. Болотова также нашло своих исследователей (Н.В. Губерти, А. Кучеров, А.Ю. Весёлова). В последние годы появились публикации, посвящённые личности А.Т. Болотова, его ценностным ориентациям и творческим интересам (И.В. Щеблыгина и др.). А.Т. Болотов был и выдающимся педагогом-просветителем. Однако педагогическая просветительская деятельность А.Т. Болотова, направленная на образование и воспитание молодого поколения, никогда не становилась предметом отдельного исследования. В большинстве источников о жизни и деятельности А.Т. Болотова даже не упоминается об этом аспекте. Отсутствуют соответствующие диссертационные исследования. Единственный исследователь, уделивший внимание педагогическим взглядам А.Т. Болотова, – И.В. Щеблыгина [3]. (См. также: Щеблыгина И.В. Тема нравственного воспитания и образования дворянства в трудах А.Т. Болотова // Вестник Московского университета. Сер. 8. история. – 2001. - № 5. – С. 46-61).

Многие исследователи (О.Н. Любченко, Ю.В. Беспалов, В. Ганичев) называют деятельность А.Т. Болотова просветительской, обосновывая это тем, что он вёл просветительскую работу среди своих соотечественников посредством издания «экономического» (посвященного вопросам ведения сельского хозяйства) журнала и сотрудничества с Вольным экономическим обществом. Одним из первых о А.Т. Болотове как представителе Русского Просвещения, проповеднике просветительского идеала личности заговорил поэт А. Блок в своей кандидатской работе «Болотов и Новиков». Однако анализ этой работы позволяет сделать вывод о том, что автор недооценивает деятельность А.Т. Болотова, противопоставляя ему Н.И. Новикова [4].

Европейские и отечественные просветители (Ф. Фенелон, Ш. Роллен, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, Э. Кондильяк, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Фихте, Ф.-А. Вольф, В. Гумбольдт, И.Б. Базедов, Х.Г. Зальцман, И.Г. Кампе, Дж. Мильтон, У. Петти, Дж. Локк, Д. Беллерс, Т. Пейн, Дж. Пристли, Т. Джефферсон, Дж. Вашингтон, Б. Франклин, Н.Н. Поповский, С. Десницкий, И. Третьяков, Н.И. Новиков) видели основную функцию просвещения своих соотечественников, современников и потомков, в их образовании и нравственном воспитании. Таких же взглядов придерживался и А.Т. Болотов. Известно, что среди его многочисленных научных и литературных трудов имеются книги по эстетике и педагогике (в том числе детские), а также драматические произведения, написанные именно с воспитательной целью. Многочисленные автобиографические записи, которые он вёл на протяжении всей своей жизни, дают богатейший материал, доказывающий, что Болотов был крупным теоретиком и практиком в области семейного воспитания и образования.

Рассмотрим кратко педагогические сочинения Андрея Тимофеевича Болотова.

Первым его трудом в области педагогики была «Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожою и её детьми, сочинённые для поспешествования истинной пользе молодых людей» (1762-1787) [5]. Книга носит характер энциклопедии, однако весь материал (о Боге, об устройстве мира, человеческом теле и душе, об обязанностях человека перед Богом, самим собой и обществом, сведения по ботанике, физике, географии) излагался в доступной форме, в виде диалога между матерью и детьми, поскольку, как считал автор, форма диалога способствует лучшему усвоению материала. С этой же целью каждая последующая глава начинается с повторения материала предыдущей.

Всё произведение состоит из семи частей, из которых первая была написана А.Т. Болотовым для образования его юной жены [6], вторая и все последующие – для собственных детей, а позднее и для учащихся пансиона. В 1776 и 1779 в типографии Московского университета были отпечатаны первые две части «Детской философии» [5]. Книга получила высокую оценку Н.И. Новикова, было принято решение издать все последующие части. Однако различные обстоятельства помешали этому. В 1787 году Н.И. Новиков предложил издать книгу целиком. А.Т. Болотов пересмотрел все части, переработал заново ряд глав, но «Детская философия» в своём полном варианте так и не увидела свет [2]. Более этот труд не переиздавался.

Можно выделить такие труды А.Т. Болотова философско-нравственной направленности, имеющие педагогическое значение: «Чувствования христианина при начале и конце каждого дня недели, относящиеся к самому себе и к Богу», «Опыт нравоучительным сочинениям», «Путеводитель к истинному человеческому счастию, или опыт нравоучительных и отчасти философских рассуждений о благополучии человеческой жизни и о средствах к приобретению оного». О применении последнего сочинения именно в педагогических целях и о его эффективности упоминал сам автор [2]. Книга представляет собой доступное и образное рассуждение на тему благополучия человеческой жизни, повествует о методах его достижения, о склонностях, мешающих обрести счастье, о способах борьбы с собственными пороками.

Существует ещё одна рукопись А.Т. Болотова, непосредственно касающаяся самообразования и формирования внутреннего мира молодого человека: «Памятная книжка, или Собрание различных нравоучительных правил, собственно себе для памяти при различных случаях записанных в Кёнигсберге» (1758-1762). «Книжка» представляет собой выписки из работ немецких философов, чтение которых может послужить нравственному воспитанию молодого человека.

Для детского чтения А.Т. Болотовым были написаны, но не закончены произведения энциклопедического характера: «Кунсткамера душевная» (1772), «Сельская академия» (1781), «Детская библиотека, или книга, могущая для детей одна служить вместо многих» (1781). В предуведомлении к этому последнему труду автор отмечает, что материал, в нём изложенный, может «… не только просвещать их [читателей] знания, но служить вкупе и к исправлению сердец их» [3].

В 1789 году А.Т. Болотов подготовил план детского журнала и написал материал для нескольких первых номеров, однако отказался от задуманного, поскольку не нашёл издателя, подобного Н.И. Новикову [2].

Обратимся к деятельности А.Т. Болотова, непосредственно касающейся практики воспитания и образования детей. Её можно разделить на несколько этапов:

  1. Семейное воспитание и образование (1770-1776). В родовом поместье в селе Дворянинове (Тульская губерния) А.Т. Болотов в своём доме лично занимался с собственными детьми, с детьми своих родственников и знакомых, фактически создав пансион, где учащиеся могли получить сведения по арифметике, географии, рисованию и т.д. Более того, А.Т. Болотов проводил с ними и нравственные беседы, читал ученикам свою «Детскую философию» [2]. Позднее, (в 1776-1778 гг.) А.Т. Болотов продолжил занятия с детьми в г. Богородицке [2].
  2. Участие в деятельности пансиона для дворянских детей в г. Богородицке (1778). Болотов считал качество обучения в пансионе хорошим, однако недостаточным для полного образования учеников. Поэтому он организовал регулярные занятия в собственном доме с учениками пансиона с целью их дополнительного образования и воспитания [2].
  3. Создание в г. Богородицке одного из первых в России казённого училища для детей крепостных крестьян (1784). А.Т. Болотов сам набирал учеников, зачастую преодолевая нежелание и сопротивление родителей, не понимавших, зачем нужно обучать детей. Полагая, что обучения только грамоте недостаточно, он пригласил капельмейстера, курировал дальнейшую деятельность школы [2].
  4. Отдельно стоит выделить деятельность А.Т. Болотова по созданию первого в России детского театра. Он организовал собственных детей и детей многочисленных знакомых, нашёл помещение, подобрал репертуар (М.М. Херасков, А.П. Сумароков, М.И. Попов), стал режиссёром, актёром и художником. Вскоре бедность репертуара подтолкнула А.Т. Болотова к сочинению авторских пьес для детей: «Честохвал», «Несчастные сироты», «Награждённая добродетель», которые преследовали не только развлекательные, но прежде всего воспитательные цели [2]. (Укажем, что творчество Болотова-драматурга исследовали А.К. Демиховский, Е.П. Привалова).

Необходимость воспитания, обучения, самообразования – вот та основная идея, которая красной нитью проходит и через главный литературный труд этого выдающегося человека - уже упоминавшиеся выше записки «Жизнь и приключения Андрея Болотова…» [2]. В своих записках Болотов постоянно напоминает о пользе учения, они содержат множество точных и зачастую критических замечаний о сложившихся в ту эпоху методах и приёмах преподавания различных дисциплин, в них можно найти детальные характеристики личности и профессиональной деятельности педагогов XVIII века, они позволяют выявить просветительский идеал личности, сложившийся в сознании мемуариста.

Выполненный анализ позволяет сделать следующий вывод. Андрей Тимофеевич Болотов – важнейший культурный феномен эпохи Просвещения в России, педагог, детский писатель, теоретик и практик семейного воспитания и образования, апологет просветительского идеала личности. Однако педагогический аспект деятельности нашего великого соотечественника в науке так и не исследован. Данное обстоятельство побуждает нас задать следующие вопросы: что собой представляет педагогика А.Т. Болотова? Каковы теоретические основы воспитания в трудах А.Т. Болотова? В чём заключаются особенности педагогического наследия А.Т. Болотова? Каково влияние трудов А.Т. Болотова на становление отечественной педагогической науки?

Эти вопросы нуждаются в специальном исследовании.

Литература:

1. Венгеров С.А. Критико-библиографический словарь русских писателей и учёных. – СПб., 1897. – С. 107.
2. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. 1738-1795. - Т. 1-4. СПб.,1871-1875.
3. Щеблыгина И.В. Андрей Тимофеевич Болотов: Гармония мира и души: Монография. – М.:, 2003. – С. 19-22, 25, 139, 144, 213-220, 226-230.
4. Блок А. Болотов и Новиков // Собрание сочинений. – Т. 11. - Л., 1934, - С. 9 – 80.
5. Болотов А.Т. Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожою и её детьми, сочинённые для поспешествования истинной пользе молодых людей. – В 2-х ч. – М., 1766-1769.
6. Гулыга А.В. Он писал о себе для нас // предисл. к: Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. – М.:, 1986. – С. 3 – 16.

Шамедько, Н.В. Деятельность Андрея Тимофеевича Болотова как педагога-просветителя / Н.В. Шамедько // Проблемы педагогики средней и высшей школы: Сборник научных трудов молодых учёных: Вып. 2. / Под ред. Т.Б. Гребенюк, А.В. Петрущенкова. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. – С. 119 – 125. – Библиогр.: С. 125.