Оглавление
А.Т. Болотов
Богородицкий парк
 

Рейтинг@Mail.ru
 
Главная
 

     Оглавление >> А.Т.Болотов и его время >> Научные статьи об А.Т. Болотове

Вклад А.Т. Болотова в отечественную педагогическую науку

Шамедько Н.В.

XVIII век представляет собой особый этап в становлении отечественной педагогической науки. Уже к началу столетия в России сложились прогрессивные для своего времени представления о ценности образования и воспитания. Под воздействием идей Просвещения общество постепенно приходило к осознанию необходимости действительного управления народным образованием со стороны государства, расширением сети школ и распространением элементарного обучения на низшие слои общества. Остро встала проблема нехватки учителей, отсутствия доступных учебников, новых методов и средств обучения.

История XVIII века знает немало выдающихся личностей (В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, Ф. Прокопович, Г. Конисский, И. Т. Посошков, Ф. И. Янкович де Мириево, Ф. Ф. Салтыков, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков), чьи теоретические труды и практическая деятельность способствовали развитию и возрождению русской педагогической мысли и легли в основу современной отечественной педагогики. Однако незаслуженно забытым оказался их современник – Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833). Его имя нельзя найти в учебниках, монографиях, хрестоматиях и диссертационных исследованиях по истории педагогики; оно не упоминается в педагогическом контексте (исключение составляют публикации Е.П. Приваловой (1957) и И.В. Щеблыгиной (2001); невостребованным остался уникальный опыт А.Т. Болотова в области семейного, пансионного, факультативного, театрального образования и воспитания, органично сочетающий светские, научные и религиозные, духовно-нравственные компоненты.

Андрей Тимофеевич Болотов был сыном небогатого дворянина Тимофея Петровича Болотова, который всю свою жизнь провёл на военной службе. Стараниями родителей А.Т. Болотов смог получить лишь весьма скромное начальное образование, однако талант, работоспособность, непрерывное самообразование и тяга к наукам и искусствам позволили ему стать энциклопедически образованным человеком, одним из выдающихся людей своего времени.

Научно-практические интересы А.Т. Болотова обширны: философия, литература, иностранные языки, химия, физика, медицина, фармацевтика, ботаника, сельское хозяйство. Первоначальный интерес в какой-либо области знаний приводил учёного к теоретическим изысканиям и практическим опытам, которые позволили ему сделать много важных открытий и стать родоначальником нескольких новых направлений в отечественной науке и сельском хозяйстве.

Многотомное наследие А.Т. Болотова детально изучено, однако многие педагогические, философско-нравственные и этические труды писателя остаются вне поля зрения современных учёных. Некоторые рукописные архивные материалы были впервые введены в научный оборот лишь в последние годы в диссертационных исследованях И.В. Щеблыгиной (1996), А.Ю. Весёловой (2000), А.К. Демиховского (2002), другие - ещё ждут своего исследователя.

Настоящая статья призвана показать вклад А.Т. Болотова в отечественную педагогическую науку, актуальность его идей, новизну подходов, современность принципов, форм, и методов работы.

Богатый жизненный опыт, феноменальная начитанность и стремление усовершенствовать существовавшие в образовании того времени положение вещей, обусловили деятельность А.Т. Болотова по следующим направлениям:

1. Семейная педагогика. А.Т. Болотов осуществлял семейное воспитание, построенное на позициях гармонии семьи и православной церкви, мира и души; семейное образование, основным принципом которого стала неразрывность теории и практики, науки и искусства, обучения и общения, образовательного и воспитательного процессов; факультативное обучение, основанное на доступном и понятном, иллюстрируемом остроумными примерами преподнесении дополнительного курса философских и естественных наук (А.Т. Болотов одним из первых осознал необходимость факультативного обучения детей в дополнение к основному - пансионному, осуществлявшемуся нанятым учителем: в домашней, располагающей обстановке он, как отец и друг, преподносил детям сложные элементы научного знания, которые нанятый педагог не смог бы сформировать в условиях пансиона).

2. Театральная педагогика. А.Т. Болотов на протяжении двух лет организовывал досуг детей, преследуя цели их развития, обучения, социализации в сочетании с задачами духовно-идеологического воспитания: формирование и удовлетворение художественно-творческих потребностей и интересов детей, развитие их способностей, коммуникативных умений, эстетического и нравственного восприятия мира, морально-этического поведения, художественного образования и др. А.Т. Болотов создал, по-видимому, первый в России детский домашний театр.

А.Т. Болотов занимался драматургией и взялся за написание пьес для уже сформировавшейся детской «труппы» с учётом возрастных возможностей, психологических особенностей и личностных предпочтений юных исполнителей. Кроме того, пьесы носили синтетический характер, сочетая сценическое действие и слово с музыкой, танцами, пантомимой, и содержали роли и танцевальные элементы, в которых могли принимать участие даже самые маленькие дети (подобные синтетические приёмы широко используются в практике современных детских театров, а участие в спектаклях детей 2-3-х лет характерно для постановок современных церковно-приходских школ). Большая Советская Энциклопедия отмечает, что А.Т. Болотов «по-видимому, был автором первых русских пьес для детского исполнения», более поздние исследования (А.К. Демиховский, 2002) подтвердили это предположение.

3. Детская литература. К написанию книг для детей А.Т. Болотова подтолкнул недостаток учебной литературы, которая бы отвечала последним достижениям науки и философии Нового времени и была бы доступна и понятна юному читателю. Он стремился создать такую книгу, которая была бы одновременно и учебным пособием по многим предметам, и интересной книгой для детского чтения. 25 лет он работал над фундаментальным трудом «Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожею и ее детьми, сочинённые для поспешествования истинной пользе молодых людей». Из семи частей написанных автором были отпечатаны две (предположительно, ограниченным тиражом). Примечательно, что издание данной книги способствовало знакомству и сближению писателя с выдающимся деятелем отечественного просвещения, основоположником научного направления в педагогике, писателем и издателем Н.И. Новиковым.

В силу различных обстоятельств никогда не издавались книги А.Т. Болотова «Кунсткамера душевная», «Сельская академия», «Детская библиотека, или Книга, могущая для детей одна служить вместо многих», а также задуманный им и подготовленный к изданию детский периодический журнал (идея и содержание работы настолько опередили своё время (1789), что невозможно было найти издателя). Отметим, что первый русский детский журнал "Детское чтение" издавался в 1785-1789 гг. Н.И. Новиковым.

Педагогической направленностью характеризуются следующие печатные труды А.Т. Болотова: «Чувствования христианина при начале и конце каждого дня недели, относящиеся к самому себе и к Богу» (1781); «Несчастные сироты: Драма в 3-х действиях» (1781); «Детские забавы, или Собрание кратких повестей, разговоров и нравоучений, служащих к увеселению и наставлению детей» (1792); «Путеводитель к истинному человеческому счастию» (1794); «Деревенское зеркало, или Общенародная книга, сочиненная не только, чтобы ее читать, но чтоб по ней и исполнять» (1798-1799); не публиковались при жизни автора сочинения «О состоянии наук» (издано в 1885), «Опыт нравоучительным сочинениям» (издано в 1933), «Письмо к приятелю моему С*** о петиметрах» (издано в 1933) и оставшиеся в рукописях «Памятная книжка, или Собрание различных нравоучительных правил, собственно себе для памяти при различных случаях, записанных в Кёнигсберге», «О душах умерших людей. Разговоры у старика со внуком», «Забавы живущего в деревне, или Собрание разных мелких нравоучительных, сатирических, натурологических и других, отчасти важных, отчасти забавных сочинений, описанных в праздные часы для пользы и удовольствия себе и другим людям одним россиянином, сочинившим некогда «Детскую философию» и разные другие книги», «Ни то ни сё, или Кое-что, могущее служить в пользу тому, кто иметь её хочет», «К человеку, хотящему быть счастливым», «Различные нравоучительные сочинения, переведённые из разных книг А. Болотовым», «Современник, или Записки для потомства», «Успехи учения – записи о прочитанных книгах», «Утренники 77-летнего старца» и др.

Можно предположить, что материал, изложенный в большинстве перечисленных трудов, был апробирован автором в процессе практических занятий с детьми.

4. Управление в образовании. Непосредственную педагогическую деятельность А.Т. Болотов совмещал с управленческой: способствовал организации частного пансиона для детей дворян и чиновников в г. Богородицке (Тульская губерния), открыл, вероятно, первое в России казённое училище для детей крепостных крестьян. Этот факт заслуживает особого внимания.

Краткий исторический анализ показывает, что с начала XVIII столетия в России модернизировались существующие и создавались новые учебные заведения для детей из различных сословий: 1701 г. – навигацкая школа (доступна для детей из всех сословий), 1714 г. – цифирные школы (принимались дети дворян и чиновников, позже – духовенства и купечества, затем дети всех сословий), 1721 г. – архиерейские школы (только дети духовенства), гарнизонные (дети солдат), горнозаводские школы (дети «нижних чинов и рабочих людей»), 1752 – морской шляхетский кадетский корпус (только дети дворян), 1786 – главные и малые народные училища (допускались дети всех сословий).

Ни одна из перечисленных типов школ не предназначалась для детей крестьян. Даже основы начального образования: знание грамоты, навыки письма и чтения, первичные представления об устройстве мира - были недоступны для крепостных. А.Т. Болотов с горечью отмечает факт вопиющего невежества крестьян в рукописном очерке «О незнании нашего подлого народа».

Движимый отнюдь не педагогическими мотивами, побуждаемый необходимостью подготавливать грамотных слуг для имения императрицы, А.Т. Болотов сделал прежде недопустимый, невозможный педагогический шаг – основал первое в истории России учебное заведение для детей крепостных крестьян (г. Богородицк, 1784 г.). На его создателя легло решение всех организационных и методических вопросов, начиная от отбора учеников и составления учебного плана и заканчивая поиском помещения и финансового обеспечения. Любопытно, что организованная им школа фактически оказалась государственной, поскольку мальчики содержались на казённый счёт.

В заключение следует указать, что педагогическая деятельность не была для А.Т. Болотова основной. Он был военным офицером, помещиком в своём собственном имении, управляющим имениями императрицы Екатерины II, серьёзно относился к своим обязанностям, честно и с большой самоотдачей занимался всеми сопутствующими делами, однако на всех этапах жизни его не покидало основанное на интуитивно прочувствованном принципе гуманности стремление к осуществлению полноценного образования и воспитания в отношении самого себя, своей семьи, детей родственников и знакомых, к научению (пусть зачастую условному, случайному и поверхностному) вверенных ему крестьян, к просвещению отечества.

Как человек своего времени, он чувствовал необходимость развития педагогического знания, разработки качественно новых подходов в образовании. В свободное от насущных трудов время он посвятил этому свой досуг, талант, свои душевные силы и стремления, искренне веря, что всё сделанное им послужит вящей пользе потомков и отечества. Именно поэтому необходимо детальное научное изучение и обобщение педагогического опыта и сочинений А.Т. Болотова, издание и переиздание его педагогических, философско-нравственных трудов, с тем, чтобы максимально ярко осветить вклад нашего великого соотечественника в национальную педагогическую науку.

Шамедько Н.В. Вклад А.Т. Болотова в отечественную педагогическую науку // Педагогическая наука и образование. – 2007. – № 1. – С. 43-45.