На острие борьбы
Л. Ковшова
Установление Советской власти в Богородицком уезде проходило очень трудно и незначительными силами. Одновременно надо было вести борьбу с контрреволюцией, бороться за продовольствие для населения.
Тульский губком партии придавал исключительное значение этой задаче и направлял в Богородицк преданных делу Октябрьской революции людей. Основную работу по организации Советской власти в Богородицком уезде проводили члены РКП(б) В.М. Сайкин, А.И.Шестаков, В.В.Городнов, Ф.Н.Чиверев. С.Е.Суворов, В.Н.Баташов, В.Н. Кириллов и др.
Особую роль в этом деле выполнил Сайкин Василий Михайлович. Коротко о нём самом В.М.Сайкин родился в 1885 году. Активно участвовал в революции 1905—1907 г.г. в Москве, за что был выслан из столицы. С 1908 года работает в Туле на оружейном заводе. В марте 1917 года вступил в ряды РСДРП(6). С мая 1917 года избран председателем Зареченского райкома РКП(б) города Тулы. В октябре командирован Тульской организацией РКП(б) в Богородицкий уезд по вопросу о выборах в Учредительное собрание и наведение порядка с продовольствием.
Он проводил большую работу по агитации и пропаганде, выступал на митингах и собраниях
После социалистической революции в Петрограде по заданию Тульского военно-революционного комитета (ВРК) при Тульской организации РКП(б) т. Сайкин был направлен в Богородицкий уезд для установления там Советской власти. Здесь он работал в качестве секретаря укома партии.
Большую роль в установлении Советской власти в Богородицке сыграли отряды Красной гвардии во главе с В.В.Городновым. Каким был этот революционер, вспоминает бывший красногвардеец, член партии с 1919 года В. Н Баташов:
"В годы, предшествовавшие Великой Октябрьской социалистической революции, в Туле можно было часто встретить простого парня, который был желанным гостем на каждой рабочей вечеринке. Находчивый, острый на язык, весёлый и жизнерадостный, он был любимцем рабочего люда пролетарской Тулы. Нередко прямо на улице можно было увидеть его, окруженного рабочими, для которых он пел песни, плясал, рассказывал интересные истории. Это был Виктор Васильевич Городнов.
Приводилось удивляться, откуда, в этом пареньке столько весёлого задора, жизнерадостности. Ведь детство у него не было таким радостным.
В ряды партии он вступил в февральские дни 1917 года. Он оказался талантливым организатором большевистских митингов, и собраний. Выступать на митингах было не совсем безопасно. Поэтому мы, группа рабочей молодежи, — Дмитрий Фомин, братья Киреевы, Николай Чинанов и другие, то тесной группой сооружали трибуну, то, по указанию Городнова, рассылались среди участников митинга. Делалось это для того, чтобы дать возможность выступать большевистским ораторам. Все эти товарищи впоследствии составили ядро будущей Красной гвардии.
В дни вооруженного восстания в Москве Виктор Городнов блестяще провёл операцию по вывозке оружия из Тульского арсенала для московского пролетариата.
После этих событий В. В. Городнов, как член военной секции надолго связал себя с Красной гвардией. Он был участником похода в Калугу на помощь местным рабочим, боровшимся против войск Керенского, разгромивших Калужский Совет рабочих депутатов.
В начале декабря Городнов вернулся в Тулу и принял деятельное участие в заседании Тульского Совета 7 декабря 1917 года, когда в Туле и губернии была провозглашена Советская власть.
К тому времени был сформирован отряд красногвардейцев численностью примерно в 70 человек, который 10 декабря под командованием, Городнова направился в Богородицкий уезд для охраны сахарных и винокуренных заводов и помещичьих экономии. Одновременно часть отряда была использована а качестве заслона от наплыва спекулянтов и мешочников на станции Жданка.
Отряд, сформированный в основном из рабочих-оружейников, отличался высокой дисциплиной и преданностью делу и приводил в трепет мародеров и спекулянтов. Честность и преданность своему делу отдельных товарищей доходила до курьезов. Вспоминается такой случай. Однажды группа красногвардейцев проводила обыск у местного воротилы, бывшего городского головы и крупного оптового хлеботорговца С.А.Кобякова. Всю семью мы застали за вечерним чаем. Искали мы оружие, а нашли 30 фунтов сахара. Разумеется, сахар был реквизирован, а один участник обыска — Алексей Карпов — забрал из вазы оставшиеся кусочки сахара и аккуратно сложил их в мешочек.
На веселые замечания товарищей Алексей Карпов отвечал:
— Хватит им, буржуям! Попили сладко — да будет...
Виктор Городнов чутко отнесся к поступку Карпова и прекратил разговор на эту тему.
Совсем иным, непримиримым становился Городнов, когда дело доходило до использования отдельными красногвардейцами своего положения в личных целях.
Ко второй половине 1918 года многих старых красногвардейцев первого призыва уже не было, одни уехали на фронта гражданской войны, другие перешли на партийную и советскую работу. Сам Городнов был уже уездным военным комиссаром Начальником заградительного отряда на станции Жданка стал некто Попков (бывший парикмахер, оказавшийся не у дел: частные заведения были закрыты, а новые на артельных началах ещё_не созданы). Попков решил использовать доверенное ему дело в личных интересах. Он обращал внимание не только на то, кто, сколько и какие везёт продукты, но и на имеющиеся у них ценности: часы, золотые кольца и серьги и т.д. На одной из таких грязных махинаций он был лично арестован Городновым.
Таким был Виктор Городнов — чуткий и отзывчивый к товарищам, строившим и грудью защищавшим Советскую власть, и в месте с тем суровый и непримиримый к тем, кто эту власть своими действиями пытался подорвать.
Эти качества Городнова особенно ярко проявились в то время, когда погиб один из ответственных советских работников А.М.Михайлов. Виктор Городнов на партийном собрании военной организации 5 декабря 1918 года поставил вопрос, об увековечении памяти Михайлова Он предложил переименовать Нескучный сад в сквер имени Михайлова и установить памятник на могиле погибшего товарища.
На многих постах работал В.В.Городнов, и везде он оставался таким, каким знали его мы, старые коммунисты. Славный сын партии и народа Виктор Васильевич Городнов последние годы своей жизни провёл в Москве, где он и умер в 1959 году в возрасте 60 лет".
|